воскресенье, 10 сентября 2023 г.

Кумир женщин и талантливый актер. Игорь Костолевский

 

10 сентября 1948 года (75 лет назад) родился советский и российский актёр Игорь Костолевский.

Игорь появился на свет 10 сентября 1948 года в обеспеченной и интеллигентной московской семье.

Его папа, Матвей Матвеевич Костолевский, 1908 года рождения, состоял на службе в Министерстве внешней торговли Советского Союза, трудился на должности начальника «Экспортлеса».

Мама, Витта Семеновна Костолевская, 1910 года рождения, была очень образованной женщиной, знала шесть языков. После рождения сыновей (у Игоря есть еще старший брат Валерий) она не работала, занималась их воспитанием и ведением домашнего хозяйства. Витта Семеновна – долгожитель, умерла в 2011 году. Прожив более века, она до последних дней обладала чувством юмора и ясным умом.

Игорь в детстве был очень непослушным мальчиком, рос хулиганом и доставлял родителям немало проблем. Больше всего от его шалостей страдал старший брат. В пятилетнем возрасте Игорек разрисовал его чертеж, над которым Валерий работал несколько дней. Он на тот момент был уже студентом института и мечтал получить за свой проект высший балл. Парень не оценил шутку младшего братишки, который на аккуратном чертеже понаставил «пятерок» чернилами, и очень сильно разозлился.

Такое же поведение было у Костолевского и в школе. Нередко он доводил преподавателей до белого каления, за что его даже выгоняли с уроков и вызывали в школу родителей. А вот учеба давалась ему легко. Увлекался боксом, участвовал в боях на ринге, добивался хороших результатов. Но в подростковом возрасте пришло понимание, что этот способ доказывать свою правоту – не самый лучший.

Родители мечтали о большом будущем для своего ребенка. Старший Костолевский настоял, что надо получать серьезную профессию и посоветовал сыну после школы обратить внимание на перспективную кварцевую промышленность. Отец помог Игорю устроиться в НИИ на должность испытателя.

Проработав два года, парень решил, что пришло время получать высшее образование, и поступил в инженерно-строительный институт. На одной студенческой вечеринке Игорь познакомился с девушкой, родители которой занимали высокое положение в обществе. Новая знакомая часто посещала светские мероприятия и хорошо разбиралась в искусстве. Именно ее слова заставили Игоря призадуматься о своем будущем. Она тогда сказала, что такому красивому парню, похожему на Сергея Есенина, надо не в строительном институте прозябать, а сниматься в кино или хотя бы получать гуманитарное образование.

К тому времени он и сам понял, что профессия инженера-строителя – это совсем не то, чему хотелось бы посвятить жизнь. На третьем курсе забрал документы из МИСИ и решил продолжить учебу в школе-студии МХАТ. Попытка оказалась неудачной, Костолевский ужасно волновался, и в приемной комиссии ему посоветовали приходить в следующем году.

Несмотря на охватившую его панику, Игорь не отчаялся и тут же отправился в ГИТИС. Здесь парню повезло больше, и он поступил на курс театрального режиссера, Народного артиста СССР А. А. Гончарова. От родителей Костолевский долгое время скрывал свое решение, а когда рассказал, где он теперь учится, привел их в полный шок.

На момент окончания ГИТИСа Костолевский считался одним из лучших выпускников, поэтому многие театры предлагали ему работу. Игорь выбрал академический театр имени Маяковского, где его педагог Андрей Гончаров был художественным руководителем. С ним у Костолевского поначалу складывались противоречивые отношения. Гончаров называл актера «комедийным простаком» и задействовал в основном в массовках. К тому же руководитель театра имел манеру покрикивать на артистов, из-за чего Игорь зажимался и не мог в полной мере раскрываться на сцене. Но за такие экстремальные условия, в которых приходилось выживать, Костолевский сейчас благодарен режиссеру. Говорит, что «это была сложная, но очень полезная школа». Со временем появились у Игоря и главные роли в театре.

Дебют Игоря в кино состоялся уже на втором курсе института. Он сыграл эпизодические роли в картинах «В Москве проездом…» и «Семья как семья». Несмотря на то что его персонажи были малозаметными, многие режиссеры обратили внимание на элегантного, высокого и красивого актера, на его бархатистость в голосе, кудрявые волосы и благородные манеры.

Вскоре Станислав Ростоцкий предложил начинающему актеру небольшую роль в фильме «А зори здесь тихие…». Его герой – Миша, друг Сони Гурвич (одной из главных героинь). Игорь играл эту роль почти без текста, но крупных планов было много, и чувства с эмоциями приходилось передавать глазами. Молодой актер отлично с этим справился, его поразительную естественность и максимальную достоверность образа отметили даже отечественные киноведы.

Следующий персонаж уже был неэпизодическим и принес Костолевскому признание зрителей. В исторической ленте «Звезда пленительного счастья» он сыграл кавалергарда Анненкова Ивана Александровича. Владимир Мотыль (режиссер картины) был поражен схожестью актера с его героем-декабристом и утвердил Игоря на роль, несмотря на небольшой опыт в кино. В этой роли Костолевский ворвался на советские экраны на белоснежном коне в потрясающе подходящей ему военной форме. Своей благородностью, обаянием и интеллигентностью он влюбил в себя все женское население страны.

И лишь его отец смотрел этот фильм скептически, осуждающе покачивал головой и повторял: «Пойми, Игорь, мужчина должен иметь нормальную профессию. Понимаешь? Нормальную!».

А режиссеры, наоборот, разглядели после этой картины в Костолевском идеального романтического героя и стали заваливать его предложениями о съемках.

Каждый год выходила одна, а то и две картины с его участием:

  • 1975 – «Повторная свадьба»;
  • 1976 – «Весенний призыв», «Степанова памятка»;
  • 1977 – «Ася», «И это все о нем»;
  • 1978 – «Безымянная звезда»;
  • 1979 – «Гараж», «Человек меняет кожу»,
  • 1980 – «Тегеран-43»;
  • 1981 – «Ошибка Тони Вендиса», «Сказка, рассказанная ночью», «Отпуск за свой счет», «И с вами снова я…»;
  • 1982 – «Никто не заменит тебя»;
  • 1983 – «Компаньоны»;
  • 1984 – «Прежде, чем расстаться».

Постепенно к романтическим персонажам Костолевского добавились и детективные, и даже отрицательные.

Режиссеры доверяли актеру играть героев разных амплуа:

  • актер эвакуированного Московского театра Игорь Волошин в «Законном браке»;
  • врач в трагикомедии «По главной улице с оркестром»;
  • учитель математики Игорь Александрович в «Шуте»;
  • оперуполномоченный Муромцев в картине «Вход в лабиринт»;
  • банкир Александр Зимин в драме «Зал ожидания»;
  • император Александр I в многосерийном фильме «Война и мир»;
  • генерал ФСБ в телесериале «Химик»;
  • врач-гинеколог Белецкий в фильме «Время счастья»;
  • купец Макар Масленников в сериале «В лесах и на горах»;
  • профессор Бергер в мистическом сериале «Башня»;
  • крупный чиновник Рыбаков в сериале «Преступление».

В 1984 году Костолевскому присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1995 году – Народного артиста России. За многолетний и плодотворный труд в области искусства Игорь Матвеевич удостоился ордена Почета и ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Во времена перестройки Костолевский был вынужден уехать за границу, где работал в норвежском театре. Но пробыл он там недолго, всего полгода.

За роль Подколесина в спектакле «Женитьба» актер был удостоен премии Мэрии Москвы (в 1997 году) и Государственной премии России (в 2000 году).

В 2000-е годы Костолевский — один из самых успешных и востребованных актёров Маяковки, он играет по 12-13 спектаклей в месяц. Режиссёр Сергей Арцибашев задействовал актёра в широком репертуаре, включающем роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Подколёсина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мёртвых душах».

В сезонах 2013—2014, 2014—2015, с приходом в Театр им. Маяковского нового режиссёра Миндаугаса Карбаускиса, Костолевский занят в спектаклях «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мёртвые души» и «Женитьба», а также в спектакле «Кант» по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса. Снялся в сериале Владимира Хотиненко «Бесы» по Ф.Достоевскому.

За роль Стокмана в спектакле «Враг народа» (2014) удостоен приза XVIII театрального фестиваля «Норвежская пьеса на московской сцене» в номинации «Лучший актёр».

Костолевский — член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей РФ. В марте 2017 года, после смерти Георгия Тараторкина, по решению секретариата СТД РФ был избран президентом российской национальной премии «Золотая маска».

Комментариев нет:

Отправить комментарий