понедельник, 5 мая 2014 г.

Степь казачья, степь донская!



30 апреля в библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова прошла беседа-рассказ, посвящённая 109-летию писателя, которая положила начало целому комплексу ежегодных мероприятий, приуроченных к дню рождения певца Тихого Дона. В качестве зрителей выступили обучающиеся 7 класса МОУ «Лицей № 10».
Мероприятие началось с вступительного слова заведующей библиотекой-филиалом № 17 И. О. Дрыжак и показа видеозаставки.
Под музыкальное сопровождение на экране появился памятник казакам Тихого Дона, виды станицы Вёшенской, а затем – образ Михаила Александровича Шолохова на фоне степного простора.
Библиограф М. Н. Урусова рассказала ребятам сначала о роли степи в жизни казаков. 
Дон и Степь всегда стояли рядом в казачьем фольклоре. В одной из песен Дон назывался батюшкой, а степь – матушкой казака.
Об истоках казачества учёные спорят до сих пор – одни считают казаков потомками тюркских народов, другие – беглыми крепостными. У самих казаков по этому поводу есть присказка: «Казаки от казаков ведутся!» Однако, и учёные, и казаки признают – степь дала казачеству всё: от хлеба насущного до гордого и непокорного казачьего характера.
Вся жизнь казака проходила в степи… Сухую степную землю в крохотном узелке, крепившемся на груди, увозил он с собой, отправляясь в поход.


Шолохова называют певцом казачества. И, хотя сам он себя казаком не называл, неуемная сила жизни, казачья удаль, бескрайние степные просторы стали главной темой его творчества. Он не мог скрыть кровной связи с казачьей вольницей. Чтобы понять, откуда у потомка воронежских купцов взялось такое глубокое понимание менталитета казачества, рассказчица предложила посмотреть клип «Биография М. А. Шолохова».
Большое внимание М. Н. Урусова отвела рассмотрению творчества писателя, в котором степь являлась одним из главных действующих лиц и мерилом духовных ценностей.
Степь научила Шолохова многому. Литературоведы изумляются тонкости его наблюдений за её природой, точности топографического описания местности, разнообразию эпитетов и метафор, которые он применял к Степи. Этот образ пунктиром прошёл по всем произведениям писателя. Степь представала в его описании то живым существом, то местом действия, то олицетворением казачьей истории. Она перестала быть просто природным явлением. Для писателя она превратилась в рабочий инструмент, который кормил его так же, как настоящая степь казаков-землепашцев.
Степь служила двойником героев. Каждый раз, когда автор хотел показать внутреннее состояние героев, он описывал донскую степь. В подаче Шолохова степь могла служить мерилом времени и системой координат.
Автор ценил людей труда и мог красочно описать работу на степном просторе. По отношению к Степи, к земле и хлебопашеству он делил своих героев на положительных и отрицательных. Те, кто пашет, сеет, жнёт – всегда положительные герои. Те, кто не даёт этого делать – отрицательные. Самые яркие моменты такого деления можно увидеть в «Донских рассказах», в более поздних произведениях Шолохов старается не выставлять этот приём напоказ. В «Тихом Доне» отрицательные герои появляются только при описании послереволюционных событий, а в «Поднятой целине» деление по признаку отношения к земле, к степи уже не бросается в глаза, но проходит пунктиром через весь сюжет романа. Чтобы продемонстрировать деление персонажей на хороших и плохих, М. Н. Урусова предложила посмотреть отрывки из фильмов «Тихий Дон» (1958) и «В степи лазоревой». Она акцентировала внимание школьников на том моменте, что в первом из отрывков нет отрицательных героев – казаки едины в момент сообщения о начале Первой мировой войны, а во втором это деление чёткое – сразу видно, кому сочувствует писатель.
Самой яркой находкой писателя было видение степи, как исторической колыбели казачества, а знаками исторической преемственности народов для него служили древние курганы, на которые ходили и деды, и прадеды, и новые поколения казаков, чтобы посидеть на них, размышляя о своей жизни.
М. Н. Урусова отметила, что Шолохов был уникальным человеком, который, не будучи ни историком, ни филологом, ни географом, ни биологом, ни политиком, сумел внести вклад во все эти виды деятельности. Но главным его вкладом в копилку всемирного культурного наследия было сохранение свидетельств об этнографии казачества, созданием его положительного образа и передача любви к казачьим традициям и обычаям новым поколениям.
Тему преемственности поколений продолжило выступление ансамбля «Воскресение» (руководитель – О. И. Родионова) с композицией «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!!!» «Здорово дневали! У казаков принято отвечать «Слава Богу!» - начал один из участников ансамбля выступление. И речь пошла об исторической казачьей донской песне. Ребята-участники музыкального коллектива рассказали зрителям об отдельных исторических событиях, которые легли в основу народных донских песнях, сыграли некоторые из них. Закончилось выступление ансамбля исполнением песни «Многая лета».
 Заключительной частью мероприятия стала экскурсия в музейную Комнату казачьего быта, которую провела библиотекарь Н. С. Якимович. Во время посещения музейной комнаты ребята узнали о том, как воспитывались их сверстники-казачата на Дону до революции, среди каких предметов они жили.
Каждый из школьников получил возможность потрогать настоящий старинный сундук, покрутить колесо самопрялки, посмотреть фотографии казаков на стенах. 
 Впечатлений от мероприятия и экскурсии в музей было много. Расходились ребята оживлённые и довольные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий