пятница, 23 мая 2014 г.

Майские зарисовки



Май – это цветущая сирень, это – тополиный пух, это – яркая (ещё не сгоревшая под солнцем) зелень травы. А ещё май – это самый напряжённый месяц библиотечного года, потому что на его долю выпадает целый ряд дат и праздников, среди которых Первомай, День Победы, День славянской письменности и культуры, День библиотек, День парков и заповедников и т. д. И почти каждому из этих событий посвящены какие-либо мероприятия или книжные выставки.

7 мая работником абонемента Галиной Владимировной Рязановой был проведён обзор материалов книжной выставки под названием «И была война. И была Победа». Приводим сокращенный текст обзора:
Одна из самых больших трагедий нашего государства, унесшая миллионы жизней за короткий период – Великая Отечественная Война 1941-1945 годов. На протяжении практически четырех лет на территории Советского Союза велись ожесточенные бои, направленные на освобождение советского народа от гнета нацистской Германии. Началась война 22 июня 1941 года и длилась 1418 дней, почти 4-е года. Многие авторы художественных произведений были участниками сражений с немецко-фашистскими захватчиками.

Один из них - Юрий Бондарев. Когда началась война, Юрию Бондареву было немного больше 17 лет. Летом 1941 года он вместе со многими молодыми москвичами и жителями Смоленска строил оборонительные рубежи у стен древнего русского города, а в 18, в августе 1942 года – он уже был на фронте, участником Сталинградской битвы. Дважды ранен. В 1945 году вместе со всеми праздновал Победу.
Для будущего писателя, как и для всего его поколения, война была первым и, пожалуй, главным жизненным опытом. «Война – признается Ю. Бондарев, была жесткой и грубой школой, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах и перед нами были не конспекты, а батарейные снаряды и пулеметные гашетки». Писать он начал после войны. В 1957 году выходит повесть «Батальоны просят огня», а в 1959 году - «Последние залпы». Это повести о людях, с которыми автор шагал по дорогам войны. Бондарев показал, как вражеская танковая колонна генерала Манштейна рвалась на выручку окруженной на Волге трехтысячной группировке Паулюса. На пути их железной стеной встали советские войска и не пропустили врага. В центре внимания – судьбы разных людей: от командующего армией генерала Бессонова до рядовых солдат.
Повести Василя Быкова «Знак беды» и «Болото» - о Великой Отечественной войне. Его героев жизнь постоянно испытывает на прочность. Петрок и Степанида – герои повести «Знак беды» - разные: осторожный, тихий и вечно остерегающийся беды Петрок, решительная, гордая, работящая Степанида. В начале повести они надеются, что все обойдется, а потом понимают, что война - это страшная всенародная и лично их беда.
 Вячеслав Кондратьев (1920-1993), фронтовик, очевидец и участник событий, описываемых им в повести «Сашка». Действие повести развивается под Ржевом в 1941 году. История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время, в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской. Кто такой Сашка? И что с ним происходит? На первый взгляд по военным условиям ничего особенного. Сходил в атаку. Взял немцев в плен, ранен был, попал в госпиталь. После госпиталя опять на фронт. Но автор показывает и внутренний мир героя. В Сашке воплотились лучшие черты русского характера. Прежде всего, отзывчивость к чужой беде, забота о других. Он исполнительный, дисциплинированный, умелый солдат.
Борис Васильев. Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. А герои произведений писателя-фронтовика Бориса Васильева до сих пор служат высоким нравственным принципам для грядущих поколений. Героинь повести «А зори здесь тихие…» - юных девушек-зенитчиц фашистам не удается сломить и, хотя все они погибают, - их подвиг бессмертен. Эта книга задевает за живое, заставляет задуматься о роли женщины на войне.
Теме Великой Отечественной войны посвящены также роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» и книга В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Вторая из них написана не профессиональным писателем, а кадровым офицером. В романе А. Чаковского «Победа» описывается историческая веха – лето 1945 года, когда в Потсдаме разыгрывается политическая битва за обеспечение прочного мира после окончания войны. Автор рисует живые портреты Сталина, Черчилля, Трумэна.
Для нашей Родины всегда будет светлым День Победы 9 мая. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

 

16 мая 2014 года на абонементе библиотеки была оформлена выставка-экспозиция и электронная презентация «Мир Сальвадора Дали», посвящённая 110-летию со дня рождения художника (1904-1989).
Сальвадор Дали — человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе. Он стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Рожденный 11 мая 1904 года, Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто — и причиной этих изменений.
«Сюрреализм — это Я!» - сказал однажды о себе великий мастер. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов, Сальвадор Дали создавал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность. Как фокусник, он жонглировал образами, творя причудливые и часто шокирующие их сочетания, наложения и переплетения. Картины Сальвадора Дали поражали современников реалистичностью выдуманных сюжетов.
Выполненные в присущей только Дали гротескной манере и пропитанные духом нереальности, картины «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Мягкие часы», «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» стали визитной карточкой его творчества. Работы Дали выглядят современными и сегодня.
На фотографиях Дали предстает перед нами королем эпатажа. Его усы, которые ни с чем не спутаешь, — достойное дополнение и без того колоритного образа.
Жизнь и мировоззрение Дали окутаны невидимой завесой тайны — хотя он и вел публичную жизнь.



30.04.2014 к 90-летнему юбилею Виктора Петровича Астафьев была оформлена книжная выставка «Право на искренность». На ней были представлены такие произведения писателя, как «Перевал», «Царь-рыба», «Кража», «Где-то гремит война» и другие. Астафьев работал в разных жанрах - от рассказов для детей («Васюткино озеро) до лиро-эпических романов («Прокляты и убиты», «Последний поклон»). Важнейшими темами его творчества были военно-патриотическая и сельско-деревенская. Сибиряк по рождению, он воспел красоту этого сурового края и силу духа его людей. В его романах природа и человек не пересекаются, а сливаются, и на стыке этого слияния возникает порой религиозное, порой мистическое мировоззрение. Его герои – простые люди, попавшие в сложные условия. Им редко выпадают награды и часто – испытания. Виктор Астафьев изначально исповедален. Главная особенность его творчества - ретроспективность, воспоминательность. Свои произведения он писал на материале войны, коллективизации и своего сиротского детства. Его книгам характерна сильная нравственная основа, глубина, драматичность переживаний героев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий