среда, 13 июля 2022 г.

Театральный гений Петр Фоменко

13 июля 1932 года (90 лет назад) родился театральный режиссер Пётр Наумович Фоменко.

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.

В юные годы биографии мальчик отличался любознательностью и разносторонними интересами. Так в детстве он с энтузиазмом занимался в секциях по футболу, теннису, хоккею с мячом и традиционному хоккею. По мимо этого, среди его увлечений были занятия на скрипке. К слову сказать, Петр довольно хорошо овладел данным инструментом, с отличием, окончив обучение в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В последствии биографы, изучающие жизнь и деятельность Фоменко, в своих трудах писали, что за любовь к искусству в семье отвечала мама, которая с раннего детства познакомила сына с театром и миром искусства.

После одного из таких посещений, мальчик так был поражен игрой актеров и музыкальном сопровождением, что всерьез задумался о карьере артиста. Однако сразу же после школы, он по не ведомым причинам продолжил обучение в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, которое с успехом окончил по классу скрипки. Уже будучи студентом, Фоменко все четче осознавал, что развиваться в данном направлении дальше он не хочет. И что его все с большей силой манит сцена и театральные подмостки.

В 1955 году он заочно окончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году — режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после окончания ГИТИСа вчерашнему студенту потупило предложение о работе в театре имени Маяковского. Вопреки распространенному мнению, здесь будущую звезду вовсе не поджидал «успех», да и «признание» не торопилось приходить.

Свой первый спектакль — «Беспокойное наследство» К.Финна — Фоменко поставил в 1958 году в Московском драматическом театре.

Затем он ставил спектакли на сценах многих театров Москвы.

Постановки, в который Петр Фоменко выступал в качестве режиссера никак не подходили под общепринятые в Советском Союзе рамки.

Среди запрещенных спектаклей оказалась постановка под названием «Смерть Тарелкина», хотя зритель увидел ее не более пятидесяти раз. В тоже время пьеса «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе не был допущен к показу советскому зрителю.

Со временем к молодому режиссеру «приклеилось» новое прозвище «осквернитель русской классики» и он на протяжении нескольких лет не мог получить хорошую должность. Были времена, когда его приглашали на должность помощника или в качестве постановщика в провинциальный театр, однако это не могло удовлетворить внутренний мир Петра Наумовича. Был момент, когда ему, для того, чтобы заработать на жизнь даже пришлось вспомнить о второй специальности и устроиться филологом.

Затем молодой и талантливый режиссер отправился в Грузию, чтобы попытаться найти свое счастье там. Здесь ему действительно улыбнулась удача, и на протяжении двух лет он работал в театре имени Грибоедова в Тбилиси.

В 1970-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он является режиссером Ленинградского театра Комедии (с 1977 года — главный режиссер). Здесь им были выпущены спектакли: «Троянской войны не будет» Ж.Жироду, «Мизантроп» Мольера, «Лес» А.Островского, «Свадьба. Юбилей» А.Чехова, «Сказка Арденского леса» У.Шекспира и другие. В эти же годы он продолжает ставить спектакли и в столичных театрах.

Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Петр Наумович вернулся в Москву. С этого времени начинается педагогическая деятельность Фоменко в ГИТИСе. За годы преподавания он выпустил четыре курса студентов, многие из которых стали известными режиссёрами и актёрами.

Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли на сценах московских театров. Среди его известных режиссерских работ 1980–90-х годов: «Плоды просвещения» Л.Толстого, «Дело» А.Сухово-Кобылина, «Государь ты наш, батюшка» Ф.Горенштейн, «Без вины виноватые» А.Островского, «Калигула» А.Камю, «Великолепный рогоносец» Ф.Кроммелинка и другие.

Также известны работы Фоменко в кино. Это художественные фильмы «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история» и «Поездки на старом автомобиле». Он автор многих телеспектаклей: «Новеллы о Ходже Насреддине», «Детство. Отрочество. Юность» и «Семейное счастие» по Л.Толстому, «Пиковая дама» и «Метель» по А.Пушкину.

В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (второй по счету его набор) получил статус театра, художественным руководителем которого стал сам Петр Наумович. Так родился один из лучших российских театров — «Мастерская П. Фоменко». Это один из немногих живых, развивающихся театров сегодня, с высокой театральной культурой и своими законами актерской игры.

Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Всего Петром Наумовичем создано более 60 спектаклей в театрах России и Европы. Постановки режиссера в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.

Фоменко — Народный артист России, профессор Российской академии театрального искусства, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Польши, лауреат различных государственных и театральных премий, награжден орденами России и других стран.

Скончался Гений театральной режиссуры и педагогики Петр Наумович Фоменко 9 августа 2012 года в Москве от сердечного приступа. Он до последних дней жизни руководил одним из лучших российских театров — Мастерской, названной его именем...

Комментариев нет:

Отправить комментарий