вторник, 5 июля 2022 г.

«Душа русского флота» - Павел Степанович Нахимов

 5 июля 1802 года (220 лет назад) родился адмирал Павел Степанович Нахимов.

Павел Нахимов родился 5 июля 1802 года в селе Городок Вяземского уезда Смоленской губернии в многодетной семье местного помещика Степана Нахимова и его супруги Феодосии. Особых средств у Степана Нахимова не было, а семья была большой. В 1813 году отец от лица 11-летнего Павла и его брата Ивана подал морскому министру Ивану де Траверсе прошение о зачислении их кадетами в Морской кадетский корпус. Из-за нехватки мест мальчиков зачислили кандидатами на вакансии, что означало обучение в корпусе по индивидуальным планам. И лишь два года спустя, 3 мая 1815 года тринадцатилетний Павел наконец надел военно-морскую форму (как и его старшие братья). Морская служба с первых дней стала для Павла Степановича Нахимова не важнейшим, а единственным делом жизни, тем, что и составляло, собственно, саму его жизнь.

Как один из лучших гардемаринов Павел в 1817 году отправился на борту брига «Феникс» в Данию и Швецию. В следующем году он оканчивает Корпус и отправляется служить мичманом на Балтийский флот. Благодаря большому трудолюбию и преданности делу будущий адмирал был взят на службу на фрегат «Крейсер», командовал которым М.П. Лазарев. На его борту он участвовал в кругосветном плавании 1822-1825 гг, во время которого получил звание лейтенанта.

После возвращения домой служил в Архангельске в составе экипажа линейного корабля «Азов» вновь под началом М. Лазарева. Вскоре судно было направлено защищать Балтийские берега, а в 1827 году «Азов» принял участие в знаменитой Наваринской битве.

Оно стало результатом совместной политики России, Великобритании и Франции, оказывавших серьезное давление в отношении Османской империи, которая не желала предоставлять независимость Греции.

Особое отличие в битве, хладнокровие и мужество проявил экипаж линкора «Азов». За это он получил право стать первым судном российского флота, которое удостоилось георгиевского флага. Сам Нахимов был произведен в капитан-лейтенанты и получил орден св. Георгия 4-й степени.

После сражения многие узнали кто такой Нахимов. Он принял командование захваченным турецким кораблем «Наварин», который проявил себя во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвуя в блокаде пролива Дарданеллы

По окончании войны Нахимов возвратился в Кронштадт, где был в 1831 году назначен командиром фрегата «Паллада». Флотоводец лично помогал дорабатывать судно, сделав его образцовым.

В 1834 году по протекции учителя М. Лазарева Нахимова переводят служить в Севастополь. Здесь он возглавил линкор «Силистрия», на котором прослужил 11 лет, став наставником сотен матросов. К своим подчиненным командир относился требовательно, но глубоко уважительно, утверждая, что пора перестать считать матросов крепостными людьми. Матросы – главная сила флота, говорил великий соотечественник.

В 1840 году уже в ранге капитана первого ранга Павел Степанович помогал захватит Туапсе и Псезуапе. В 1845 году Нахимов получил титул контр-адмирала, а также назначение на должность командира первой бригады 4-й флотской дивизии. Корабли Нахимова составляли костяк Черноморского флота, а их командир окончательно осознал, что не может жить без моря. В 1852 году он становится вице-адмиралом.

В 1853 году Россия вступила в Крымскую войну (1853-1856), основными противниками которой стали Османская империя, Великобритания и Франция. В первый год боевые действия велись против турок на Балканах и на Кавказе. Соперник, терпевший неудачу в Кавказских горах, решил перебросить по морю подкрепление и этот план необходимо было сорвать.

Корабли Нахимова вместе с подошедшими к турецкому Синопу судами под командованием адмирала Новосильского блокировали бухту. В распоряжении командующих оказалось 720 пушек.

«В морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимопомощь есть лучшая тактика». Руководствуясь этим принципом, Нахимов отдал приказ сблизиться с вражескими кораблями, встать на якорь и открыть по ним огонь. Их расположение в виде полукруга помешало нанести упреждающий удар береговым батареям, что дало карт-бланш российскому флоту.

В результате трехчасового сражения была одержана красивая победа. Потерпели крушение 15 турецких судов, погибло около 3 тысяч моряков. В эскадре Нахимова не был потерян ни один корабль, хотя многие получили повреждения.

В 1854 году началась осада Севастополя англо-французскими войсками.

Роль Павла Степановича в героической обороне Севастополя была огромной. На Южной стороне усилиями П.С. Нахимова, В.А. Корнилова и Э.И. Тотлебена была возведена линия укреплений. Чтобы не дать возможности противнику прорваться на Севастопольский рейд, по приказу Нахимова в ночь с 10 на 11 (22–23) сентября у входа в бухту было затоплено 7 кораблей, а их личный состав направлен на укрепление гарнизона города.

 

 

В начале октября противник начал первую бомбардировку Севастополя и его укреплений с суши и моря. Одновременно неприятельский флот предпринял попытку прорваться в бухту. Ответный огонь русских батарей нанёс ощутимый урон осадной артиллерии и кораблям противника. После пятичасовой бомбардировки флот неприятеля отошёл от Севастополя, враг приступил к осаде города.

За время бомбардировки Севастополя русские войска понесли значительные потери, и одной из них явилась гибель на боевом посту вице-адмирала В.А. Корнилова. После этого события вся тяжесть руководства обороной легла на плечи Нахимова.

В 1855 году Нахимов был назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; тогда же произведён в адмиралы. «Геройская защита Севастополя, в которой моряки принимают активное участие, стала поводом к беспримерной милости монарха», прокомментировал решение императора Павел Степанович.

«Трудно выразить, до какой степени во всем и везде выражается необходимость его присутствия, - докладывал 22 апреля 1855 года генерал-адмиралу статский советник Б.П. Мансуров, - и до какой степени моряки наши кажутся убежденными, что Нахимов олицетворяет в себе стойкий и непоколебимый гений Севастополя».

Как писал историк Е.В. Тарле, «Павел Степанович в ходе осады Севастополя твердо решил, что погибнет вместе с городом, и требовал такого же самопожертвования от подчиненных».

Он намеренно задерживался в самых опасных местах и оставался хладнокровным под любым огнем. Он носил, как в мирное время, черный сюртук с золотыми, с «жирной» адмиральской бахромой, эполеты. Даром что все прочие офицеры, генералы и адмиралы в Севастополе ходили - чтобы не стать жертвой пули - в солдатских шинелях. Он не подавал виду, получая контузии камнями, взметенными упавшим ядром или разрывом бомбы. Хоть и харкал потом по два дня кровью, а спина его ко дню смерти была «совершенно синяя».

И «всякий, кто был на севастопольских бастионах, - писал капитан-лейтенант Д.М. Афанасьев, - помнит необыкновенный энтузиазм людей при ежедневных появлениях адмирала на батареях: истомленные донельзя матросы, а с ними и солдаты, воскресали при виде своего любимца и с новой силой готовы были творить и творили чудеса».

16 июня 1855 г. началась очередная атака города. Главным направлением атаки являлся Малахов курган. Штурм противника был отражён на всех направлениях. Несмотря на это, положение севастопольцев оставалось тяжёлым, силы их таяли. 28 июня с 4 часов утра началась ожесточённая бомбардировка 3-го бастиона. Нахимов поехал на Малахов курган, чтобы поддержать и воодушевить его защитников. Прибыв на Малахов курган, он наблюдал за ходом боя в подзорную трубу. В это время и был смертельно ранен пулей в висок и, не приходя в сознание, скончался через два дня. С его смертью Севастополь потерял «душу обороны», русский флот — талантливого флотоводца, а русский народ — одного из своих славных сынов.

Останки адмирала находятся в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Имя флотоводца вписано золотыми буквами в историю России. Неудивительно, что в честь него был назван тяжелый атомный ракетный крейсер Нахимов. До модернизации ТАРК «Адмирал Нахимов» имел на борту зенитное, противолодочное и минно-торпедное вооружение.

В годы войны именем флотоводца стали называть военно-морские училища. С 1944 года орденом Нахимова награждали военных моряков, а также части и соединения ВМФ. Он сохранился и в наградной системе России. Медаль Нахимова была учреждена вместе с орденом и использовалась для награждения матросов, старшин и мичманов ВМФ.

На главной площади Севастополя стоит один из самых известных памятников адмиралу, который был возведен в 1959 году на месте старого монумента, воздвигнутого при Николае II. В новой версии памятника Нахимов стоит в шинели лицом к городу (ранее к морю) с Георгиевским крестом на груди.

Слава Нахимова связана и с Санкт-Петербургом. Монумент в честь адмирала находится на Васильевском острове. Он был воздвигнут в 2012 году в сквере «Малые Гаванцы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий