Комнату
казачьего быта при нашей библиотеке смело можно сравнивать с батискафом. Только
погружение в нашем случае идёт не на дно мирового океана, а в глубину веков –
туда, где зарождалась казачья культура, которая строилась во многом на воинских
традициях. Ежегодно в нашем музейном уголке проходят десятки экскурсий –
плановых и внеплановых, многолюдных и одиночных. Люди приходят группами,
классами, семьями и по одиночке. Приходят, чтобы вспомнить своё детство,
бабушек и дедушек из казачьих станиц и хуторов, которые жили приблизительно в
тех условиях, которые демонстрируются в нашей Комнате казачьего быта.
Не
удивительно, что интерес к ней проявляют преподаватели школ, которые работают с
казачьим компонентом. Их ученики обычно отличаются большой любознательностью и
всегда задают много вопросов.
Очередная экскурсия для школьников в Комнату казачьего быта при библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова прошла 21 декабря для учеников средней общеобразовательной школы № 56. Экскурсия включала два блока: исторический и культурологический.
Вступительная
часть экскурсии началась в фойе библиотеки возле макета казачьего куреня, далее
школьники разделились – одни вслед за ведущим библиотекарем Г. В. Рязановой
ушли в Комнату казачьего быта, другие отправились в читальный зал послушать
рассказ ведущего библиографа М. Н. Урусовой о двух не совсем обычных экспонатах
музея. Потом эти группы поменялись местами.
Ребята узнали об истории создания музея при библиотеке, в которой немалую роль сыграли читатели, приносившие экспонаты из личных коллекций для нашей экспозиции.
Погружая подростков в мир казачьей культуры, Г. В. Рязанова познакомила их с экспонатами Комнаты казачьего быта, предложила реконструировать отдельные технологические процессы прядения, дала возможность детям вникнуть в особенности казачьего быта, предложив погладить бельё чугунным утюгом, вынуть «хлеб» из печи лопатой, пронести ведро на коромысле. А количество названий кухонной утвари на казачьем диалекте сильно удивило школьников.
Каждый предмет
экспозиции помимо практической ценности имеет свою историю, своё место в доме
казака, которое несёт глубокий смысл. От М. Н. Урусовой ребята узнали историю
икон-покровительниц казачества - Донской и Августовской икон Божьей Матери,
которые первыми бросаются в глаза посетителям музея. Удивились, когда услышали,
что в Волгоградской области в 90-е годы были обретены сразу две дореволюционные
иконы Августовской Божьей Матери, которые хранятся в Волгограде и в Кременском
Свято-Вознесенском монастыре (Клетский район). Естественно, не оставила их
равнодушными ни история написания иконы по заказу казачек хутора
Клецко-Почтовского, ни история спасения и передачи Русской Православной церкви
другой иконы.
Ребятам было рассказано также о казачьей нагайке, которую они могли видеть висящей на притолоке двери музейной комнаты (перечислены виды нагаек), показаны видеозаписи фланкировки нагайкой и боевого пляса, в котором каждое движение продумано для мелочей. М. Н. Урусова подчеркнула, что в показанном танце подростки могли видеть элементы игр, с помощью которых казаки обучались военному делу – прыгали через трёх-четырёх человек, во время взятия снежного городка забирались друг другу на плечи и т. п.
В ходе обеих блоков экскурсии школьники задавали вопросы, уточняя ту или иную деталь рассказа, с интересом разглядывали экспонаты, и остались довольны увиденным и услышанным.
Преподаватели школы и ученики поблагодарили «экскурсоводов» за интересную и полезную информацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий