11 декабря 1871 года (150 лет назад) в Санкт-Петербурге открылась первая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок».
Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались.
Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16 художников, среди которых были Иван Крамской, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Перов, Николай Ге и другие.
Крамской писал своему другу, молодому художнику Фёдору Васильеву, который из-за болезни жил в Крыму:
«Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
Легендарных произведений на выставке было множество. Они произвели впечатление не только на обычную публику, но и на критиков. Вот как резюмировал выставку критик Владимир Васильевич Стасов:
«Ко
всему нами сказанному можем прибавить только одно: дай бог, чтоб таких
выставок было ещё много у нас впереди и чтоб круг художников, примыкающих
к первоначальному зерну Товарищества, с каждым годом всё только
расширялся.
Мы не сомневаемся, много тысяч людей перебывает на нынешней выставке,
и твёрдо уверены, что большинство будет всякий раз заходить и в соседнюю
залу, где на выставке учеников Академии красуется чудесная программа
г. Репина: «Воскрешение Иаировой дочери», окружённая целой толпой
талантливых товарищей. Нас бесконечно порадовало то, что и на этой
выставке всё, что только было хорошего и примечательного, в первые же
дни раскуплено. Кажется, нынче художникам жаловаться на публику —
просто грех».
Первая выставка передвижников произвела огромное впечатление на публику и вызвала большой приток зрителей. Многие воспринимали выставку как программное выступление художников-демократов. Значение просветительской, идейно-демократической подоплёки, а также активность вторжения в жизнь обычного народа – всё это вызывало симпатию среди зрителей.
Произведения художников не описывали, как ранее, образы греческих и римских богов — их творчество было связано с повседневной жизнью. Русская деревня, с её праздниками и работами, картинами труда и отдыха пахаря, виды русской природы, портреты русских людей – всё это увидели зрители на первой выставке передвижников.
После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20 художников. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов; коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка была показана в 12 городах России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий