суббота, 11 декабря 2021 г.

Первая выставка передвижников

11 декабря 1871 года (150 лет назад) в Санкт-Петербурге открылась первая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок».

Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались.

Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября (11 декабря) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16 художников, среди которых были Иван Крамской, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Перов, Николай Ге и другие.

Крам­ской писал сво­е­му дру­гу, моло­до­му худож­ни­ку Фёдо­ру Васи­лье­ву, кото­рый из-за болез­ни жил в Крыму:

«Теперь поде­люсь с Вами ново­стью. Мы откры­ли выстав­ку…, и она име­ет успех, по край­ней мере, Петер­бург гово­рит весь об этом. Это самая круп­ная город­ская новость, если верить газе­там. Ге царит реши­тель­но, затем Перов и даже назы­ва­ют Ваше­го покор­но­го слу­гу. Пей­заж Сав­ра­со­ва есть луч­ший, и он дей­стви­тель­но пре­крас­ный, хотя тут же и Бого­лю­бов, и барон Клодт, и Шиш­кин. Но это всё дере­вья, вода и даже воз­дух, а душа есть толь­ко в «Гра­чах».

Леген­дар­ных про­из­ве­де­ний на выстав­ке было мно­же­ство. Они про­из­ве­ли впе­чат­ле­ние не толь­ко на обыч­ную пуб­ли­ку, но и на кри­ти­ков. Вот как резю­ми­ро­вал выстав­ку кри­тик Вла­ди­мир Васи­лье­вич Стасов:

«Ко все­му нами ска­зан­но­му можем при­ба­вить толь­ко одно: дай бог, чтоб таких выста­вок было ещё мно­го у нас впе­ре­ди и чтоб круг худож­ни­ков, при­мы­ка­ю­щих к пер­во­на­чаль­но­му зер­ну Това­ри­ще­ства, с каж­дым годом всё толь­ко расширялся.
Мы не сомне­ва­ем­ся, мно­го тысяч людей пере­бы­ва­ет на нынеш­ней выстав­ке, и твёр­до уве­ре­ны, что боль­шин­ство будет вся­кий раз захо­дить и в сосед­нюю залу, где на выстав­ке уче­ни­ков Ака­де­мии кра­су­ет­ся чудес­ная про­грам­ма г. Репи­на: «Вос­кре­ше­ние Иаи­ро­вой доче­ри», окру­жён­ная целой тол­пой талант­ли­вых това­ри­щей. Нас бес­ко­неч­но пора­до­ва­ло то, что и на этой выстав­ке всё, что толь­ко было хоро­ше­го и при­ме­ча­тель­но­го, в пер­вые же дни рас­куп­ле­но. Кажет­ся, нын­че худож­ни­кам жало­вать­ся на пуб­ли­ку — просто грех».

Пер­вая выстав­ка пере­движ­ни­ков про­из­ве­ла огром­ное впе­чат­ле­ние на пуб­ли­ку и вызва­ла боль­шой при­ток зри­те­лей. Мно­гие вос­при­ни­ма­ли выстав­ку как про­грамм­ное выступ­ле­ние худож­ни­ков-демо­кра­тов. Зна­че­ние про­све­ти­тель­ской, идей­но-демо­кра­ти­че­ской подо­плё­ки, а так­же актив­ность втор­же­ния в жизнь обыч­но­го наро­да – всё это вызы­ва­ло сим­па­тию сре­ди зрителей.

Про­из­ве­де­ния худож­ни­ков не опи­сы­ва­ли, как ранее, обра­зы гре­че­ских и рим­ских богов — их твор­че­ство было свя­за­но с повсе­днев­ной жиз­нью. Рус­ская дерев­ня, с её празд­ни­ка­ми и рабо­та­ми, кар­ти­на­ми тру­да и отды­ха паха­ря, виды рус­ской при­ро­ды, порт­ре­ты рус­ских людей – всё это уви­де­ли зри­те­ли на пер­вой выстав­ке передвижников.

После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20 художников. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели», картина Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов; коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка была показана в 12 городах России.

 









Комментариев нет:

Отправить комментарий