
Зря меня, дождь, ты гонишь домой –
Я до нитки промокну тобой.
Знаю я, не вода с облаков –
Это слёзы донских казаков:
С Соловков, из холодной тайги,
Из промозглых болот.
Библиограф М.
Н. Урусова рассказала ребятам о декрете «Об отношении к казакам», подписанном
Я. Свердловым 24 января 1919 года, которым предусматривалось полное разоружение
казаков, изъятие у них «излишков» продовольствия и расстреле всех, кто
противостоит советской власти. Одним циркуляром была положена политика геноцида
в отношении казачьего народа.

За ответом на
этот вопрос пришлось отправиться в прошлое и проследить изменения,
происходившие на территории Области Войска Донского на протяжении более чем
пятидесяти лет до начала революции. Самые глубинные изменения, повлиявшие на
события начала ХХ века, начались в 1835 год, когда в «Положении об управлении
Донского войска» казачество было обозначено как особое служивое сословие.
Марина Николаевна напомнила, что одним из первых декретов Советской власти был
декрет об отмене сословных привилегий, который напрямую затрагивал казачество,
ибо оно было закреплено в государственных документах как сословие, а не как
народ. В это же время был определён земельный пай для каждого казака – 30
десятин земли. После отмены крепостного права на территории Земли Войска
Донского оказалось много освобожденных крестьян, земельный пай которых
определили в 4 десятины земли, что было значительно меньше, чем у казаков. И,
несмотря на то, что к 1917 году во владении рядового казака не было указанной нормы (от 8 до 14 десятин), всё равно это вызывало зависть
соседей-иногородних, которая стала предпосылкой геноцида.
М. Н. Урусова
привлекла внимание к личности избранного атамана Войска Донского – П. Н. Краснова,
отметив, что именно этот человек стал причиной многих бед, с которыми до сих
пор сталкивается казачество. Во время его правления была достигнута
договорённость с немцами о поставке оружия на Дон, что отвратило от него многих
казаков. Бежав за границу в феврале 1919 года (задолго до основных боёв с
красными, и окончательного разгрома казаков), он долгое время ждал своего часа,
чтобы вернуться на Родину. И в годы Великой Отечественной пришёл на Дон с
немцами. Марина Николаевна зачитала последние слова Краснова, в которых он
признавал, что ему нет прощения, и нет места среди людей, отметив, что
современные сторонника атамана, ставя ему памятники, тем самым нарушают его
собственную волю – не показываться людям на глаза.
В ходе встречи
девятиклассники посмотрели клип «Расказачивание» и клип на песню А. Белянина и
Г. Николаевой «Слава Богу, что мы – казаки».
В завершение часа
исторических портретов ребята услышали небольшой рассказ о современном казачестве
и казаках. Прозвучал рассказ о Руслане Казакове и участии современных донских
казаков в патрулировании на улицах Крыма во время проведения референдума, а
также о казаках-добровольцах Донбасса.
Преподаватель
и школьники благодарили за полученные знания и возможность подумать над
историческими фактами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий