Одной из духовных
основ казачества является православие. «Казак
без Веры – не казак» – утверждает старинная пословица. И это не просто
слова, это – краеугольный камень казачьего менталитета. В самом начале
становления казачества вера в Бога была главным условием для вступления в это
воинское братство. По преданиям обряд посвящения проходил так: «В Бога веруешь? – Да! – А ну,
перекрестись!» До наших дней сохранилась традиция все важные дела принимать
только с благословения священника. Присутствие Батюшки на Кругу (главном органе
власти казаков) – обязательное условие. Духовный наставник присутствует на
собрании казаков, но, если какое-то решение не одобряет, может и покинуть его,
и тогда оно будет признано незаконным.
Есть у казаков и
святыни – православные иконы. У каждого казачьего войска – свои.
Покровительницами донских казаков считаются иконы Донской Божьей Матери и
Августовской Божьей Матери.

Однако большинство
исследователей расценивают это сообщение не более чем как романтическую легенду
и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько
версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым: она
была написана для Успенского собора Симонова монастыря, откуда икона могла быть
перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля,
восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года; первоначально
находилась в Успенском соборе в Коломне, в котором, предположительно, работал
Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.
Перед Донской иконой
3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с
собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Церковное предание
связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II
Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой
был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в
полковой церкви. На следующий день – 19 августа (1 сентября по новому стилю) – русскими
войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В
память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него
сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого
времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных
врагов.
В 1598 году Донской
иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона
была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была
перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в
Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась
драгоценных камней с её оклада.[1]
В 1919 году Донская
икона поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в
собрании Третьяковской галереи. Ежегодно в день празднования иконы её
доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного
богослужения.
В Русской церкви
икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 1 сентября.
В ХХ веке у донского
казачества появилась ещё одна икона-покровительница – икона Августовской Божьей Матери (Августовская
Победа).
Случилось это во
время Первой мировой войны. 18 сентября 1914 года под польским городом
Августов.

Видели в тот день
Богородицу и донские казаки, воевавшие на Северо-Западном фронте. Вот как об
этом событии рассказывают их потомки: «Наши казаки попали в окружение. Были в
темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось
облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и
скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону
Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и
сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли
домой живыми казаки».
Святой Синод полтора
года вёл расследование этого случая, сомневаясь в правдивости рассказов
очевидцев. Получив доказательства, 30 марта 1916 года он принял решение запечатлеть
явление Богородицы русским воинам под городом Августов на иконах. Так в
российских церквях появилась уникальная икона – «Августовская победа».[2]
Одна из первых таких
икон была написана на территории 2-го Донского округа Области Войска Донского.
История этой иконы удивительна.[3]
Рядом с хутором
Саушкин (ныне Клетский район Волгоградской области) стоит Свято-Вознесенский
Кременской мужской монастырь. С XIX
века при нём действовал госпиталь для лечения казаков, получивших ранения на
поле битвы. И со всей округи шли туда казачки – посмотреть, нет ли среди
раненых мужа, брата или сына. Так было и в Первую мировую войну, когда на двор
монастыря вошли женщины хутора Клецко-Почтовского. История умалчивает о том,
сколько их было. Известно только, что никто из них не нашёл своих казаков, но
встретил одного из жителей станицы – по национальности татарина, который
рассказал о явлении Божьей Матери под Августовым и передал казачкам листовку с
изображением этого события.
Чудо так впечатлило
женщин, что они решили заказать икону по рисунку с листовки. На их счастье
совсем неподалёку (в соседнем округе) работала артель иконописцев, которые
согласились выполнить заказ. Было у богомазов только одно условие – дать им на
время фотографии мужей… Живописцы, работая над иконой, придерживались старинных
казачьих традиций. Вот как описывает их редакция журнала «Казарла»:
«Казаки, как издревле христианский народ, предки которого
крещены еще святыми апостолами Андреем Первозванным и Симеоном Канонитом, имеет
свои национальные традиции, связанные с Верой Христовой. Много столетий назад
казаки выработали собственный стиль изображения икон. Основным отличием от
бытуемого в настоящее время в нем было изображение молящего люда в виде
казаков, а не абстрактного скопища верующих. Наиболее древние из дошедших до
нас казачьих икон датированы XVII веком и относятся к эпохе становления
казачьего государства на Днепре (времен гетмана Петра Сагайдачного и далее).
Казаки изображались как на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя
Богородицы», так и на ряде других».[4]
В результате на
иконе появились реальные портреты казаков хутора Клецко-Почтовского, а внизу
под изображением были вписаны 56 имён станичников, видевших явление Богородицы…
Икон, подобных той,
что заказали казачки хутора Клецко-Почтовский в России было немало. Несмотря на
весьма краткий период создания таких икон (всего полтора-два года), было
создано сотни её «списков». «Писали» её на всей территории Российской империи.
В наше время списки иконы обнаруживают в Волгограде, Санкт-Петербурге, Тюмени,
а также в городах Украины, Белоруссии, Казахстана. После революции написание
икон «Августовская Победа» прекратилось. Церкви закрывали, священников сажали
или расстреливали.
Иконы, хранившиеся в
храмах, прихожане разбирали по домам и прятали от посторонних глаз. Про
уникальную «казачью» икону позабыли… Современное обретение икон «Августовская
Победа» пришлось на начало 1990-х годов. В 1994 году икона, написанная по
заказу казачек хутора Клецко-Почтовского, сохранённая их потомками, была
передана в Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь, где находится и
поныне. Немного позже была обретена ещё одна икона «Августовская Победа»,
которая передана в Храм Иоанна Предтечи в Волгограде.
Икона «Августовская
Победа» или, по-другому «Августовская Божья Матерь» считается покровительницей
донского казачества. День её почитания приходится на 14 сентября.
[1] Донская икона Божьей
Матери // Мир иконы. Режим доступа: http://www.iconworld.ru/products/85.
[2] Икона Божией Матери,
Августовская (Победа) // Православный. Ру. Режим доступа: http://pravoslavnyi.ru/new_site/component/content/article/38/94-ikona-bozhiej-materi-avg-pobeda.
[3]
Глава из книги Андрея Фарберова «Заступничество
Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона
Божией Матери» // Донская Зимовая станица. Режим доступа:
http://www.zimovaya.ru.
[4] Казачьи иконы // Казарла.
2009. № 1. С. 35.
Комментариев нет:
Отправить комментарий