14 декабря 2024 года отмечается 235 лет со
дня рождения Зинаиды Александровны Волконской, поэтессы, композитора, певицы
Представительница
княжеского рода Белосельских. Родилась в семье князя Александра Михайловича
Белосельского-Белозерского и Варвары Яковлевны Татищевой в Дрездене, где её
отец был посланником при Саксонском дворе. Матери своей Зинаида лишилась рано и
была воспитана со своими сёстрами Натальей (остававшейся в Москве в семействе
Татищевых ) и Марией отцом, человеком образованным, известным меценатом, от
которого она унаследовала любовь к науке и искусствам. В 1793 году, получив
отставку (в тот момент он был посланником в Сардинии и Пьемонте), А. М.
Белосельский вернулся в Россию. Зинаида воспитывалась сначала в Москве, а затем
в Санкт-Петербурге.
В 1808 году, будучи фрейлиной, она состояла при королеве Луизе Прусской во время её пребывания в Санкт-Петербурге. Выйдя 3 февраля 1811 года замуж за егермейстера князя Никиту Григорьевича Волконского, она вместе с мужем и родившимся в 1811 году сыном Александром сопровождала Александра I во время его заграничных походов, побывала в Лондоне и Париже, где стала известна своим сценическим и музыкальным дарованием, исполняя на сцене частных театров оперы Россини, блистала на Венском конгрессе, позднее — на Веронском. С этого времени установились между нею и Александром I дружеские отношения, и началась переписка, продолжавшаяся до его смерти.
Вернувшись
в 1817 году в Петербург, княгиня Волконская провела три года в России,
пользуясь шумным светским успехом, подавшим пищу и для злословия, например по
поводу поездки её в Одессу: кто говорил — для моря, а кто — для итальянского
художника Микеланджело Барбери.
Царица
муз и красоты,
Рукою
нежной держишь ты
Волшебный
скипетр вдохновений,
И
над задумчивым челом,
Двойным
увенчанным венком,
И
вьется и пылает гений.
А. С. Пушкин, 1827
Пресытившись
светской жизнью, княгиня Волконская, удалившись от света и двора, после
короткой поездки в 1822 году в Италию занялась воспитанием сына и изучением
русского языка, истории, этнографии и археологии России. Её научная работа была
отрицательно воспринята в высшем обществе столицы, и потому она в конце 1824
года переехала в Москву, в дом своей мачехи княгини А. Г. Белосельской, урожд.
Козицкой на Тверской, и дом этот скоро стал центром умственной и артистической
жизни «грибоедовской Москвы». Московский дом З. А. Волконской на Тверской
улице, хотя и перестроенный, существует и известен под старым названием «Елисеевский
магазин». Красота, ум и образование княгини, её чудный контральтовый голос и
особый, присущий ей дар привлекать к себе сердца собирал на её
музыкально-литературные вечера и театральные представления не только московскую
знать, но и профессоров, художников и музыкантов.
В
1825 году Волконская стала членом московского Общества истории и древностей
российских, пожертвовала свою библиотеку Московскому обществу испытателей
природы.
В
её салоне собирались многие известные писатели: Пушкин, Баратынский, Мицкевич,
Веневитинов, Девитте. Самой известной характеристикой Волконской и её салона
стала фраза П. А. Вяземского из письма А. И. Тургеневу, о «волшебном замке
музыкальной феи», где «мысли, чувства, разговор, движения — всё было пение». Лучшие
поэты посвящали ей свои творения. Она и сама писала на русском, французском и
итальянском языках, Пушкин именовал её «царицей муз и красоты», также её
называли «Северной Коринною».
Вяземский
вспоминает, как Пушкин впервые появился в салоне Волконской и был очарован: она
спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку
композитором Геништою. «Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и
художественного кокетства, — писал впоследствии Вяземский. — По обыкновению
краска вспыхивала на лице его. В нём этот признак сильной впечатлительности был
несомненное выражение всякого потрясающего ощущения».
Элегия
Зачем,
зачем так сладко пела ты?
Зачем
и я внимал тебе так жадно
И
с уст твоих, певица красоты,
Пил
яд мечты и страсти
безотрадной?
Дмитрий Веневитинов, 1827
Страстно
влюблён был в неё молодой, рано умерший поэт Д. В. Веневитинов, перед отъездом
его в Петербург, где он вскоре скончался, княгиня подарила бронзовый перстень,
найденный при раскопках Геркуланума, — с ним поэт по его желанию, выраженному в
стихах, и был похоронен (эксгумирован советской властью, перстень теперь
хранится в фондах Литературного музея).
«Эта
замечательная женщина, — пишет современник, — с остатками красоты и на склоне
лет, писала и прозою, и стихами. Все дышало грацией и поэзией в необыкновенной
женщине, которая вполне посвятила себя искусству. По её аристократическим
связям собиралось в её доме самое блестящее общество первопрестольной столицы;
литераторы и художники обращались к ней, как бы к некоторому меценату.
Страстная любительница музыки, она устроила у себя не только концерты, но и
итальянскую оперу, и являлась сама на сцене в роли Танкреда, поражая всех
ловкою игрою и чудным голосом: трудно было найти равный ей контральто. В
великолепных залах Белосельского дома оперы, живые картины и маскарады часто
повторялись во всю эту зиму, и каждое представление обставлено было с особенным
вкусом, ибо княгиню постоянно окружали итальянцы. Тут же, в этих салонах, можно
было встретить и все, что только было именитого на русском Парнасе».
В
салоне Волконской с Адамом Мицкевичем познакомилась Каролина Павлова (а в её же
итальянском салоне — Юлия Самойлова с Карлом Брюлловым).
После
восстания декабристов положение Волконской осложнилось. В 1826 году Зинаида
Волконская устроила проводы в Сибирь жён декабристов — Е. И. Трубецкой и М. Н.
Волконской (жены брата Никиты Волконского, её мужа), чем вызвала неудовольствие
властей. Над Волконской был установлен тайный надзор полиции. В августе 1826
года директор канцелярии фон Фок докладывал шефу жандармов:
«Между
дамами две самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство
— княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат
средоточием всех недовольных; и нет брани злее той, которую они извергают на
правительство и его слуг».
В то же время под влиянием иезуитов усилился её интерес к католицизму (в дальнейшем была прихожанкой храма св. Екатерины в Петербурге). В 1828 году Волконская получила от императора Николая Павловича разрешение отправиться за границу; имение её было переведено на имя сына. Её переход в католическую веру совершился 2 марта 1833 года в Риме.
Взяв
с собой сына и пригласив воспитателем к нему С. П. Шевырева, княгиня в феврале
1829 года отправилась в Рим. С осени 1829 по осень 1832 года жила на виа Монте
Брианцо, 20, c осени 1832 по лето 1834 года — в гостинице «Минерва» на пьяцца
Минерва; c осени 1834 по весну 1845 года — на пьяцца Поли, 88, c осени 1845 в
течение многих лет на виа дельи Авиньонези, 5, где ею был основан первый в
истории приют семейного типа; в разное время — на виа дей Луккези, виа Арачели
и виа Маронити . В 1831 году Волконская приобрела виллу близ площади Иоанна
Латеранского. С этой поры она трижды побывала в России (в 1836, 1838 и 1840
гг., в 1832 году вынуждена была вернуться в Рим, будучи на грани смерти; эта
болезнь усилила её мистические настроения).
Римская
вилла княгини Волконской привлекала художников и писателей, как русских, так и
иностранных; наиболее частыми её посетителями были Камуччини, О.Верне,
Торвальдсен; из русских: Бруни, Брюлловы, Гоголь, Погодин, Иванов.
В
последние годы жизни Волконской овладело мрачное мистическое настроение.
Скончалась она 24 января 1862 года и была похоронена в Риме, в церкви
Санти-Винченцо-э-Анастасио-а-Треви, на площади Треви, вместе с мужем и сестрой
Марией Александровной Власовой (1787—1857) в боковой капелле направо от входа,
где и покоилась до середины XX века, затем «из санитарных соображений» останки
были перенесены на кладбище Кампо Верано и захоронены в одной из общих могил.
Если
верить преданию, то причиной смерти стала простуда, полученная княгиней после
того, как она отдала на улице своё пальто замерзающей нищей женщине. Она всегда
отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь
страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.
После
смерти княгини её сын Александр Никитич собрал все произведения матери и издал
их на французском и русском языках. Богатейший архив Волконской, в котором
находились автографы многих выдающихся деятелей русской культуры, был
распродан. Небольшая сохранившаяся его часть находится сейчас в РГАЛИ.
В
Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой,
и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного
города.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий