вторник, 10 декабря 2024 г.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова — центральная фигура в искусстве модерна


10 декабря 2024 года исполнится 140 лет со дня рождения одной из самых знаменитых русских женщин-художниц ХХ века Зинаиды Серебряковой (1884–1967).

… Ей было суждено прожить длинную 82-летнюю жизнь и отразить в ней перелом веков. Зинаида Евгеньевна Серебрякова — центральная фигура в искусстве модерна, участница общества «Мир искусства. Представительница неоклассицизма.

Серебрякова стала одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи.

Она родилась 10 декабря 1884 года в селе под названием Нескучное. Семья девочки была известной в мире искусства, поэтому развитие творческих способностей Зинаиды поощрялось с ранних лет.

В 1900 году Серебрякова была принята в художественную школу, открытую дворянкой М. К. Тенишевой. Позже молодая художница обучалась у О. Э. Браза.

В 1905 году девушка покинула Россию и отправилась в Париж для продолжения художественного образования. К числу наиболее известных работ, созданных Серебряковой в это время, относятся картины «Крестьянская девушка» (1906) и «Сад в цвету» (1908).

Широкую известность художница получила после создания автопортрета «За туалетом» (1909). В 1911 году Серебрякова стала членом общества «Мир искусства».

Самое известное своё «зеркало» — картину «За туалетом. Автопортрет». Написанный художницей в возрасте 25 лет, в 1909 году, в родительском имении Нескучное Курской Губернии, когда всё ещё было покойно, и радостно, и понятно. И которое совсем скоро вместе с картинами «безмятежного периода» сожгут те, кто будет строить новый мир. 

Расцвет творчества Зинаиды Серебряковой пришелся на 1914—1917 годы. Тогда основной темой ее произведений стала жизнь русского народа.

В 1916 году художница в Москве принимала участие в росписи Казанского вокзала. 

Революция 1917 года разделила ее жизнь на «до» и «после». «До» она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница. А «после» - вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской.

После Октябрьской революции, потеряв мужа, Серебрякова осталась без средств к существованию. Все же ей удалось найти работу в археологическом музее Харькова, где она стала делать наброски экспонатов.

В 1920-м Серебрякова переехала в Петроград. В 1924 году ее картины приняли участие в нью-йоркской выставке, где большой успех имело полотно «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).

В этом же году Серебрякова, получив работу в Париже, переехала туда. Художница на долгое время утратила связь с родиной. Лишь в 60-е годы в СССР стали проходить ее персональные выставки.

В 1967 году Серебрякова скончалась в Париже 19 сентября. На тот момент художнице было 82 года.

Её знаменитые работы: «За завтраком», «Карточный домик», «Баня», «Беление холста», многочисленные портреты. 

Творческое наследие Серебряковой — сотни портретов, пейзажей, жанровых картин, которые широко представлены в главных галереях нашей страны, за рубежом и в частных собраниях.

Подготовила Найля Сабитовна Якимович

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий