В
2024 году исполняется 165-лет со дня рождения Жоржа Сёра, французского
художника, который писал свои картины не мазками, а точками. Он считается
основателем неоимпрессионизма и создателем оригинального метода живописи под
названием «дивизионизм», или «пуантилизм». И современники назвали его
авантюристом, а его затею - авантюрой чистой воды.
И
хотя современный пуантилизм был придуман именно Жоржем Сёра, но технику
создания иллюзии большего изображения с помощью маленьких точек он разработал
совместно с другим французским художником - Полем Синьяком. Случилось это в
1880 -м году.
Художественные приемы, использованные Жоржем Сёра и Полем Синьяком, считались новаторскими в свое время. Камиль Писсарро, Рой Лихтенштейн и другие художники последовали их примеру.
Молчаливый,
застенчивый, но выделяющийся среди молодых художников обостренным чувством
собственного достоинства, Жорж Сера уединенно жил в небольшой мастерской на
бульваре Клиши в Париже. И если сравнивать его биографию с биографиями таких
живописцев XIX века, как Винсент Ван Гог или Поль Гоген, то можно сказать, что
жизнь Сера прошла однообразно.
Он
с легкостью мог поддержать беседу лишь в том случае, когда речь заходила об
искусстве, после чего часами излагал свои представления о колорите, о
перспективах новой художественной теории цвета, без которой, по его мнению,
живопись не могла более существовать. Такая убежденность и преданность
искусству вскоре сделала Сера одной из центральных фигур художественной жизни
Парижа. Почувствовав однажды атмосферу авантюры и триумфа, сенсации и успеха,
он остался верен ей навсегда.
По
прошествии времени цена на полотна Сёра дошла до 50 тысяч долларов, а во второй
половине ХХ века и до двух миллионов. Художник по праву стал именоваться
великим.
И
пусть художник так и не смог овладеть уже существующими теориями света, пусть
ему не удалось добиться эффекта свечения, к которому он так стремился, но его
работы отнюдь не бесцветны! Точки, которые Сера наносил на холст с таким
трудом, создают замечательный эффект зернистой поверхности или легкой жемчужной
дымки. И именно этот эффект сделал его творчество узнаваемым и неповторимым.
Еще
в ХХ веке выяснилось, что именно точечные градации цвета будут применяться и в
телевидении, и в сотовых телефонах, и в компьютерах, и, как говорится, везде. А
недавнее открытие археологов показало, что 38 000 лет назад древние наскальные
художники уже использовали в своих рисунках те же методы, что и Сёра.
В
Нижней Саксонии, на северо-западе Германии, в долине реки Везер, ученые
обнаружили 16 табличек, датируемых ориньякским периодом.
Своё
название этот период получил благодаря раскопкам в пещере Ориньяк во Франции,
где были найдены первые предметы, относящиеся к этой эпохе. Ориньякская
археологическая культура во Франции относится к раннему этапу позднего (или
верхнего) палеолита (32000-22000 лет до нашей эры). В Западной и Центральной
Европе Ориньяк датируется периодом от 38000 до 22 000 лет до нашей эры.
Новое
открытие ученых очень удивило. По их заявлениям, вновь обнаруженные таблички
однажды уже были найдены, но никто их не осматривал и не исследовал. Теперь же
все находки отправились во французский национальный доисторический музей в
Дордоне. На них были изображены лошади, мамонты и туры. Все картинки были
сделаны серией точек и линий, т.е. в технике пуантилизма.
Но
Сёра жил в Х1Х-м веке и, конечно, ничего об этом не знал.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий