четверг, 5 декабря 2024 г.

Главный архитектор Ялты Николай Краснов

 

5 декабря 2024 года исполняется 160 лет со дня рождения архитектора Николая Петровича Краснова.

Прославленный создатель Ливадийского дворца, главный архитектор Ялты Николай Краснов, за свою карьеру построил более 100 зданий в самых разнообразных стилях и по заказам самых разных клиентов – от композитора Спендиарова до императора Николая II, от промышленника Мордвинова до короля Югославии Александра I Карагеоргиевича.

Николай Петрович Краснов — русский архитектора высочайшего двора, академик, главный архитектор Ялты, автор проекта Ливадийского дворца, родился в 1864 г. В 1885 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и с 1887 по 1899 годы стал главным архитектором Ялты. Он создал неповторимый облик Южного берега Крыма. Ливадийский дворец Императора Николая II, Дворец «Дюльбер» Великого Князя Петра Николаевича, Дворец в имении Великого Князя Георгия Михайловича «Харакс», храм Преображения и Святой Нины в Хараксе, вилла «Ксения» в Симеизе, Дворцы Юсуповых в Кореизе и Коккозе, здание синематографа «Баян» в г.Симферополь (ныне кинотеатр им Т.Г. Шевченко)– построены по проектам гениального архитектора.

Будущий русский и югославский архитектор Николай Краснов родился 23 ноября (5 декабря – по новому стилю) в деревне Хонятино Коломенского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Удивительно, но факт: в 12 лет крестьянский мальчик каким-то образом поступает в весьма и весьма престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учиться в котором по тем временам было «неслыханной честью для молодёжи». Говорят, что это стало возможным благодаря рекомендациям Сергея Третьякова – знаменитого мецената и попечителя всех учебных заведений Коломенского уезда. Называют имя и купца-миллионера Петра Губонина, который также был выходцем из крепостных крестьян Коломенского уезда.

И юный Николай не подвёл своих богатых поручителей – уже через пять лет обучения его проект под названием «Несгораемый театр» получает Малую серебряную медаль Московского художественного общества. Эта награда была тем более ценной, что позволяла Николаю, жившему с матерью в весьма стеснённых условиях, не платить 30 рублей в год за своё обучение.

А спустя ещё два года он получает уже Большую серебряную медаль – за проект «Гимназия». И эта награда давала ему полное право на самостоятельную работу в «составлении проектов и строительстве зданий различного назначения», а также позволяла получить звание «классного художника 3-й степени».

В 1885 году обучение было завершено, а уже в 1887 году Николай Краснов переезжает в Ялту, где Городская дума утверждает его в должности городского архитектора с годовым окладом 900 рублей. И это в 23 года!

На тот момент Ялта представляла собой не слишком приятное зрелище – маленький провинциальный городок с хаотичной застройкой. Казалось бы, ну какие тут могут быть перспективы для молодого архитектора? Но тот, кто посоветовал Краснову переехать в Ялту, видимо, был уверен в прекрасном будущем этого места. И действительно, последняя четверть XIX века стала началом расцвета для маленького приморского города. Сначала туда поехала петербургская знать, решившая обзавестись роскошными дачами на благодатном черноморском побережье. А вслед за ними потянулись и представители среднего класса, мечтающие провести лето на входящем в моду курорте.

Так что главный архитектор Ялты получил, что называется, карт-бланш и воспользовался этой возможностью в полной мере.

Всего за 12 лет своей работы на этой должности Николай Краснов успел невероятно много. Он начал с перестройки набережной Ялты, которая через несколько лет стала главной улицей города. Приступил к разработке плана города, который до этого застраивался хаотичным образом. Краснов этот хаос устранил, а также лимитировал ширину улиц и высоту зданий. Ну и важный момент – проложил городскую канализацию. Под его руководством были построены гимназии, детская больница, благоустроен Пушкинский бульвар, проложены два железобетонных моста через реку, реконструирован порт. Николай Краснов возглавил строительство главного собора Ялты – в честь Св. Александра Невского.

Когда для присуждения ему звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств потребовалось составить список его работ, туда вошли 60 значительных построек в Крыму. И конечно, «жемчужинами» этого послужного списка стали виллы и дворцы, построенные на Южном берегу Крыма. Именно в этих дворцово-парковых ансамблях в полной мере проявился высокий вкус архитектора и его творческий дар.

А способствовало этому участие в работе комиссии по составлению проекта реставрации бывшего ханского дворца в Бахчисарае. Краснов так увлёкся этой работой, что практически безвозмездно выполнил большое количество фотографий, рисунков акварелью, чертежей самого дворца и старинных домов города – всего пять альбомов. Что, конечно, дало ему неоценимый опыт в его будущих работах по строительству дворцов для своих великосветских заказчиков.

Многочисленные работы молодого архитектора, строившего здания в непростых условиях Южного берега Крыма с его крутыми склонами и оползневыми участками, обратили на него внимание представителей высших сословных кругов. Первым его заказом такого рода стал особняк княгини Барятинской (ныне санаторий им. Кирова). Архитектор построил на её большом участке уютную двухэтажную виллу, из окон которой открывался прекрасный вид на Ялту. А вокруг разбил регулярный парк, в котором также разместился плодовый сад с виноградником и беседкой с гротом – всё это в целом составляло единый усадебный комплекс.

Вскоре к талантливому архитектору обратился и двоюродный дядя царя Николая Второго – великий князь Пётр Николаевич. Он был по специальности военным инженером, специалистом по военным фортификациям, много путешествовал по странам Средиземноморья и был увлечён восточной архитектурой. Николай Краснов полностью разделял это увлечение, так что между заказчиком и архитектором царило полное взаимопонимание. Результатом стало строительство дворца в мавританском стиле, как будто воплотившегося из сказок «1000 и одной ночи», – Дюльбер в Мисхоре.

Творчество Н.П. Краснова получило высокую оценку известных деятелей культуры и искусства России конца XIX – начала XX века. 

Он по праву считается одним из самых известных зодчих русского зарубежья 1920-1930-х гг. В современной России первым автором трудов о Краснове является крымский исследователь Марина Александровна Земляниченко. Неоднократно переиздавалась книга Н.Н. Калинина, А. Кадиевича и М.А. Земляниченко «Архитектор Высочайшего Двора: «Архитектор Краснов – удивительный молодец…» (Симферополь: Бизнес-Информ, 2003, 2004, 2005, 2009, 2011). В книге представлено творчество Н.П. Краснова в России (1887-1919) и в Югославии (1922-1939).

Изучение жизни и творчества Николая Петровича Краснова продолжается, открываются новые факты его деятельности.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий