5 мая 1877 года (145 лет назад) родился полярный исследователь Георгий Седов.
Георгий
Яковлевич Седов родился на хуторе Кривая Коса. У него было три брата: Михаил,
Иван и Василий и пять сестер: Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна.
Отец,
Яков Евтихиевич, был рыбаком, а так же занимался пилкой леса.
Мама,
Наталья Степановна, занималась домохозяйством. Однако, когда отец Георгия ушел
из семьи на три года, нанялась на подёнщину,
поскольку семья без заработка главы семьи голодала. В то время, умер Василий от
воспаления легких.
Георгия
отдали в батраки зажиточному казаку, у которого он работал за еду.
После
возвращения отца, дела семьи наладились.
Седов
в возрасте 14 лет поступил в церковно-приходскую школу, трехлетний курс которой
он закончил за два года.
После
школы батрачил у богача Афончикова, но после того как он ударил его плетью,
оставил работу.
Затем
устроился на работу приказчиком в магазин Фролова на Кривой косе.
Уже
в то время мечтал о море, хотел стать капитаном дальнего плаванья. У него
появилась цель - поступить в мореходные классы Таганрога или Ростова-на-Дону.
Однако его родители были против учёбы сына, поэтому он в тайне копил деньги и готовился уйти из дома за своей мечтой.
В
1894 году, Георгий ушел из дома и добрался до Ростова-на-Дону. Инспектор
мореходных классов готов был взять его на обучение, при условии что Седов в
начале проработает 3 месяца на торговом судне.
Седов
устроился матросом на пароход "Труд". Он провел в плаванье лето и
начало осени, получил повышение до рулевого.
Вернувшись,
13 ноября Георгий Седов поступил в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в
Ростове-на-Дону. О своем достижении Седов написал родителям, они узнав об
успехе сына, изменили свое мнение и начали его поддерживать.
14
марта 1899 года в Поти он сдал экзамен и получил диплом штурмана дальнего
плавания, после чего был назначен на пароход «Султан». Однако он хотел
продолжить учёбу. Георгий Яковлевич мечтал заниматься наукой и совершать
научные экспедиции, а для этого нужно было перейти в военный флот.
Для
этого Седов поехал в Севастополь и в 1901 году сдал экстерном выпускные
экзамены в Морском кадетском корпусе. Получение профильного образования вселило
уверенность в талантливого молодого человека. Он обрел необходимые навыки на
суднах «Березань» и «Султан».
С
1902 года Георгий Седов работал гидрографом в управлении при Адмиралтействе.
Свою роль сыграло полученное звание поручика, а также сопроводительное письмо
от контр-адмирала Анатолия Дриженко, инспектора мореходных курсов. Теперь путь
к исследовательской деятельности был открыт.
В
том же году экспедитор стал участником путешествия по Северному Ледовитому
океану, посетил остров Вайгач. Душа начинающего исследователя жаждала открытий
и изучения географии на практике. В апреле того же года на судне «Пахтусов»
Седов исследовал берега Новой Земли и Карское море.
Знакомство
с капитаном корабля «Америка» Энтони Фиалой спровоцировало появление идеи о
покорении Северного полюса. Препятствием к покорению новых широт стала
Русско-японская война. Служба в Сибирской флотилии и участие в боевых действиях
заняли продолжительное время.
По
окончании сражений Седов оказался помощником лоцмейстера в крепости в
Николаевске-на-Амуре. Еще два года Седов находился на Дальнем Востоке,
занимаясь научной деятельностью. Благодаря этому свет увидели статьи «Северный
океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».
В
1908 году Седов участвовал в экспедиции по Каспийскому морю, а в 1909-м изучал
устье реки Колымы. Его исследовательские труды оценила Академия наук. Георгия
Седова избрали членом Русского географического общества.
Выходец
из обычной русской деревни получил в качестве награды за заслуги орден Святого
Станислава 3-й степени. Его вклад в оптимизацию судоходства на Амуре оценило
вышестоящее начальство. В этот период лейтенант Георгий Седов стал супругом
Веры Май-Маевской. Социальный статус жены из высшего общества открыл военному
моряку двери в свет.
Предвзятое
отношение теперь виделось Седову от любого собеседника, ведь ему казалось, что
окружающие пренебрегают его происхождением. Самолюбие мужчины страдало все чаще
и тем самым провоцировало на необдуманные действия и авантюры.
Приключением,
на которое отважился Седов, стало путешествие для покорения Северного полюса. С
1912 года велась подготовка к экспедиции. На статус первооткрывателя Седов
претендовать не мог, так как на тот момент в этой точке уже побывали два американских
путешественника. Поездка становилась вызовом самому себе и обществу, которое,
по мнению исследователя, не желало его принимать.
В
1913 году планировалось проведение ряда торжественных мероприятий в честь
300-летия дома Романовых. Седов считал установку российского флага на самой
северной точке Земли идеальным подарком государю. Чтобы завоевать славу и
авторитет, приходилось торопиться: времени на покорение обледенелых земель
оставалось немного.
Добиваться
финансирования проекта Седов стал через Главное гидрографическое управление и
Совет министров. На прошение пришел отказ. Спешка, отсутствие технических
ресурсов и должной подготовки заставляли ученых и чиновников сомневаться в
задумке Седова. Он расценил это как высокомерие.
Спортивный
интерес заменил собой рвение к научно-исследовательской деятельности.
Энергичный авантюрист обратился к общественности через газету «Новое время» и
получил необходимую материальную помощь. Даже император Николай II пожертвовал
на проект 10 тыс. руб., что составило 20 % от всех взносов.
Георгий
Седов приобрел парусно-паровое судно «Святой великомученик Фока» и второпях
занялся ремонтом. Компанию гидрографу в путешествии составляли географ Владимир
Визе и исследователь Георгий Брусилов. Сбор экипажа стал проблемой, равно как и
поиск ездовых собак. Место последних заняли архангельские дворняги, выловленные
в городе. Малая грузоподъемность шхуны регламентировала ограничение по пищевым
припасам.
14
августа 1912 года судно вышло из порта Архангельска и отправилось в море. Два
года экипаж противостоял волнам и зимовал среди льдов в полярной ночи. Первая
зимовка прошла у Новой Земли. Путешественники составляли карты и описывали
увиденное ими побережье.
Результаты
исследований были отправлены в Главное гидрографическое управление Петербурга
вместе с просьбой о подкреплении в виде провианта. С каждым днем условия жизни
становились все более суровыми. Отсутствие радиосвязи делало положение моряков
гибельным. Запасы путешественникам не отправили, так как их сочли погибшими.
Вторая
зимовка прошла у берегов Земли Франца-Иосифа в бухте Тихой. В этот период
участники экспедиции начали болеть цингой, которая не миновала и Седова. Тем не
менее в феврале 1914 года он с двумя матросами предпринял вылазку в попытках
дойти до Северного полюса.
Георгий
Седов встретил последние часы жизни, штурмуя Северный полюс. 2 февраля 1914
года он вышел в его направлении с собачьей упряжкой и двумя сопровождающими.
Ослабленный цингой, Седов чувствовал ухудшение состояния здоровья, но не
сдавался. В планах исследователя к преодолению значились 2 тыс. км. Из них
удалось пройти только 200 км.
По
официальной версии, причиной смерти ученого стала цинга. Сохранилась легенда о
собаке Седова Фраме. Географ Ксения Петровна Гемп рассказывала, что Фрама
Седову подарила супруга Вера Валерьяновна. В дневниках хоронивших Седова
моряков об этом не упоминалось, но каким-то образом распространилась история, что
пес, словно предок Хатико, остался на могиле хозяина, отказавшись уходить.
Этот случай позже лег в основу детской книги Юрия Чернова «Верное сердце Фрама»
и стихотворения Эдуарда Асадова «Ледяная баллада».
Георгий
Седов – Жизнь за полюс. Гении и злодеи
Прототипы «Двух капитанов» - Георгий Седов/Мария Дукальская
Комментариев нет:
Отправить комментарий