среда, 24 марта 2021 г.

Голос эпохи. Клавдия Ивановна Шульженко

 115 лет назад родилась Клавдия Ивановна Шульженко.

 Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове. Ее отец играл в самодеятельном духовом оркестре и пел в любительских концертах. Именно он привил дочери любовь к народным украинским и русским песням и городским романсам.

Семья Шульженко не бедствовала. Клавдия посещала частную гимназию Екатерины Драшковской на Сумской улице. Здесь главным предметом выступала словесность, а классная дама говорила с девочками исключительно на французском языке. Кроме этого она брала уроки музыки у профессора Харьковской консерватории Никиты Леонтьевича Чемизова. Заметив талант девушки, он занимался с ней не только нотной грамотой, но и пением. Хотя, как позже вспоминала сама Клавдия Шульженко, в то время она не видела себя певицей.

Клава с соседскими детьми участвовала в импровизированных спектаклях, играя то русалочку, то Пьеро. Она с детства мечтала стать актрисой театра: «Все мои мечты были о сцене драматического театра. И «виноваты» здесь были не только наши любительские спектакли. «Виноват» был кинематограф с его Верой Холодной, Иваном Мозжухиным, Владимиром Максимовым — кумирами зрителей тех лет. Они не говорили и не пели, но, тем не менее, покорили мое сердце, разжигая мечты об актерской карьере».

Ранней весной 1923 года, еще совсем юная Клавдия Шульженко, решила воплотить мечту в жизнь. Девушка отправилась на прослушивание в Харьковский драматический театр, которым на тот момент руководил Николай Синельников. Исполнив на прослушивании простоватый романс, получила приглашение на репетицию и стала частью трупы.

Первой работой, в которой девушка смогла показать себя публике стала роль певицы в спектакле «Казнь». Прозвучавший в ее исполнении романс не смог оставить зал безразличным. И для самой Шульженко спектакль стал знаковым — она впервые предстала как певица. Вокальные способности Клавдии значительно превосходили ее драматический талант. Постепенно любовь к эстраде победила увлечение театром. После окончания спектаклей Шульженко выступала в дивертисменте — театральной программе из эстрадных номеров, которые дополняли основное представление. Ее можно было услышать в рабочих клубах и на летних эстрадах. У нее постепенно начинает складываться собственный репертуар. Клавдия Шульженко была влюблена в театр, но выбрала песню.

Несмотря на прекрасную фигуру, Клавдия Шульженко не соответствовала классическим канонам красоты. И хотя на сцене она преображалась, в юности девушка не была избалована вниманием поклонников. На исходе второго года работы в харьковском театре певицу как-то подкараулил мрачный тип в клетчатом пиджаке. Вместо комплиментов этот человек едко высказался об исполняемом ею репертуаре. При этом незнакомец исправно ходил на все представления и аплодировал Шульженко. В последующем этот человек - Илья Григорьев - стал гражданским мужем певицы, но их союз был недолгим.

В 1924 году Клавдия Шульженко познакомилась с поэтом Павлом Германом — короткая встреча, переросла в творческое сотрудничество. На протяжении последующих тридцати лет песни на его стихи пополняли репертуар певицы. А в день знакомства он предложил ее несколько незатейливых песенок, на бытовую тематику «Песня о кирпичном заводе» и «Шахта № 3». Рассказывающие о жизни рабочих завода и простых людей, композиции быстро полюбились слушателям и сделали их исполнительницу по-настоящему популярной в родном городе.

Новые произведения в репертуаре певицы появились в 1927 году. Композитор Юлий Мейтус написал специально для Клавдии Шульженко песни «Красный мак», «Красная армия», «Гренада», «На санках», «Силуэт». В 1928 году двадцатидвухлетняя певица решила покорить новые горизонты и отправилась в Ленинград. Вскоре после переезда Шульженко уже выступала на сцене Мариинского театра в большом праздничном концерте ко Дню печати. В этом же году ее приняли в штат Ленинградского театра эстрады… В Ленинграде певица завоевала настоящую популярность. В 1929 году её пластинки выходят одна за другой.

Служба в театре не прошла бесследно: актерские способности Шульженко проявились в эстрадном песенном жанре. Она быстро стала популярной среди ленинградцев, полюбивших ее за искренность. Казалось бы, творческая карьера Клавдии Шульженко складывалась как нельзя лучше. В 1929 году певице предстояли гастроли в Москве. Но перед самой поездкой ее ждал удар — Репертуарный комитет запретил практически все песни из немалого репертуара Клавдии Ивановны. По сути, ей разрешили петь всего две композиции. После года споров ей и вовсе рекомендовали подготовить абсолютно новую концертную программу. Не желая петь то, что навязывал комитет, Шульженко обратилась к народным песням. Только спустя несколько лет она вернулась к любовно-лирическим композициям, по своей форме напоминавшим размышление, монолог, воспоминание. Это песни «Мама», «Записка», «Портрет», «Встречи», «Простые слова».

Клавдия Шульженко никогда не шла на уступки и не изменяла своей творческой манере. А слушатели платили ей за это своей любовью. Выпущенные в 1935 году первые патефонные пластинки Шульженко разошлись огромными тиражами. В Ленинграде, на сцене Мюзик-холла, она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский.

На сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа — конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли. Он и стал второй любовью певицы. Раньше знакомые только шапочно, артисты сблизились зимой 1929 года на совместных гастролях. Некоторое время Клавдия разрывалась между новым чувством и еще не угасшей влюбленностью в Григорьева, но затем выбрала Коралли, и влюбленные поженились. Несмотря на рождение сына Игоря в 1930 году, творческая пара много гастролировала.

В 1937 году певица начала работать с джаз-оркестром Якова Скоморовского. Вскоре, совместно с мужем Владимиром Коралли, она стала художественным руководителем собственного коллектива, которому суждено было стать фронтовым. Советские критики в 1930-х годах всенародной любви к Шульженко не разделяли, ей давали такие оценки: «вчерашний день», «сомнительный репертуар», «интернациональная экзотика», да и просто «чепуха какая-то». Позже она также часто становилась объектом нападок – ее обвиняли в мещанстве, а песни называли «ноющими». Но в 1939 году Шульженко стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Три песни: «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка», исполненные певицей, поразили жюри.

Великая Отечественная война привела артистку в армию. Организованный в 1940-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только за 872 дня блокады Ленинграда состоялось около 500 выступлений певицы. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

В годы войны в её репертуаре появилась песня, ставшая впоследствии «визитной карточкой» Шульженко. Мало кто знает, что песня «Синий платочек»… вписалась в задание Сталина, которого волновало, что среди немецких солдат большой популярностью пользуется песня «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих. Сталин дал указания создать для наших солдат нечто подобное. Клавдия Ивановна ничего об этом не знала, но, выступая однажды перед бойцами, обратила внимание на то, что они несколько раз попросили её исполнить «Синий платочек» Ежи Петерсбургского и поэта Якова Галицкого. После концерта Шульженко поговорила с журналистом газеты «В решающий бой!» лейтенантом Максимовым: «У песни запоминающаяся мелодия, но нужны другие слова — про нашу великую битву с фашизмом». В общем, к утру у «Синего платочка» были уже новые слова. Поскольку Максимов еще недавно был пулеметчиком, то он и сочинил: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».

Популярность этой песни была ошеломительна. «Синий платочек» пели и на фронте, и в тылу. Берия лично доложил Сталину, что «достойный ответ песне «Лили Марлен» найден, и Сталин приказал выпустить грампластинку. Осенью 42-го сняли фильм «Концерт фронту», где Шульженко также исполняла «Синий платочек».

До последнего дня войны Клавдия Шульженко выступала перед солдатами на передовой и ранеными в больничных палатах. Солдаты писали ей благодарные письма, дарили цветы, хранили ее фотографии

После войны певица с успехом продолжила концертную деятельность. Ее песни были простыми и понятными, а исполнение таким искренним и задушевным, что, несмотря на отсутствие выдающихся вокальных данных, Шульженко никого не оставляла равнодушным. У неё была особая манера исполнения: для каждой песни — свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота. Кроме того, певица обладала безупречным вкусом и чувством меры – романсы она исполняла без лишней сентиментальности и экзальтации.

В 1950-е годы зарубежную прессу выписывали дипломаты, сотрудники спецслужб и… Клавдия Шульженко – она следила за модой и ориентировалась на французские журналы. Она первой из знаменитых советских женщин надела брюки, ей тогда было уже под 50 лет.

Надев концертное платье, Клавдия Ивановна уже не садилась, она стояла до своего выхода на сцену. Эти роскошные платья и французские духи были чуть ли не фетишем для Шульженко. Отказываясь до последнего покидать осажденный Ленинград, она, спускаясь в бомбоубежище, каждый раз брала с собой свои любимые коллекционные духи (у нее был французский несессер с дорогой парфюмерией, с которым она никогда не расставалась), а однажды, услышав взрывы на улице, защитила собственным телом чемодан с платьями, вместо того чтобы загородить им свою голову.

В конце 1950-х Клавдия Шульженко встретила свою последнюю любовь – Георгия Епифанова. Молодой оператор в течение 15 лет был преданным поклонником великой певицы, а затем, несмотря на большую разницу в возрасте, стал ее вторым мужем. Через 8 лет пара рассталась, но бывшие супруги сохранили хорошие отношения. Епифанов даже сопровождал Шульженко на очередную наградную церемонию в Кремле.

Рассказывают, что у Клавдии Ивановны был очень сложный и неуступчивый характер. Однажды она насмерть поссорилась с министром Фурцевой. Шульженко отправилась к ней просить квартиру для сына, но у Фурцевой было очень много посетителей и звезду попросили подождать. Тогда Шульженко в возмущении ушла, велев передать Фурцевой, что «министр ваш – невоспитанный человек». С тех пор Фурцева демонстративно уходила из зала, когда на сцену во время сборных концертов выходила Клавдия Ивановна. Это была чисто женская неприязнь. Об этом сообщает "Рамблер".

Последний юбилейный концерт Шульженко состоялся в 1976 году, когда ей исполнилось 70 лет. Певица и в этом возрасте выглядела эффектно и оставалась популярной. Тиражи ее пластинок достигали 170 миллионов экземпляров.

Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» — история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.

Несмотря на довольно приличную пенсию - 270 полновесных советских рублей, Клавдия Ивановна Шульженко, привыкшая жить на широкую ногу, в последние годы жизни чуть ли не бедствовала. Продукты и непременно свежую клубнику она, не желая ни перед кем унижаться, в том числе перед директором «Елисеевского» магазина, всегда покупала только на рынке. Приходилось распродавать драгоценности и антиквариат, который она собирала всю жизнь. Когда в 1984 г. она в последний раз уезжала в Центральную клиническую больницу, в квартире остались лишь две ценные вещи - диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шостаковича, который композитор проиграл в карты.

Помогали Клавдии Ивановне молодые артисты. Денег от них она не принимала, но подаркам - Кикабидзе как-то привез из-за границы косметику, Кобзон мохеровый плед - была рада. Перехитрить Клавдию Ивановну и оставить ей деньги удавалось лишь Алле Пугачевой. Как правило, перед уходом, воспользовавшись тем, что хозяйка шла провожать гостей, Алла Борисовна оставляла энную сумму на кухонном столе, под салфеткой, а в следующий визит сочувственно поддакивала Шульженко, которая сетовала на плохую память: вот, мол, уже стала забывать, куда деньги прячу.

Клавдия Шульженко скончалась 17 июня 1984 года. За две недели до печальной даты пожилая женщина впала в кому и больше уже не очнулась. Великую певицу похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. По воспоминаниям очевидцев, когда гроб опускали в могилу, сквозь густые тучи вдруг пробился луч солнца.

Увидеть концертные платья певицы, афиши и граммофонные пластинки с автографом Клавдии Ивановны, мебель и предметы интерьера из ее московской квартиры можно в Музее знаменитых харьковчан имени К. И. Шульженко. Музей открылся еще в 1995 году, в особняке начала 20 века, по инициативе родственника певицы Бориса Агафонова. Здесь хранится множество личных вещей артистки и ее друзей, которые лучше любого повествования расскажут о жизни и творчестве Клавдии Шульженко.

Клавдия Шульженко навсегда останется в истории страны и памяти её народа. В 2016 году на здании аптеки на Московском проспекте появились муралы, посвященные певице. Два портрета Клавдии Шульженко, один из которых представляет ее в молодости, второй — в уже зрелые годы, создали художники творческой группы «Kailas-V». Для изображений использовали архивные фотографии Клавдии Ивановны. И конечно же один из портретов дополнили изображением синего платочка — который стал настоящим символом ее творчества.

 
 

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий