четверг, 13 апреля 2017 г.

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!



В помощь изучению истории Отечества Библиотека им. М. А. Шолохова проводит мероприятия, посвященные знаменательным датам русской истории, которые пользуются популярностью у учителей школ.
775 лет назад произошло одно из самых грандиозных сражений Древней Руси – битва на Чудском озере, получившая название «Ледовое побоище». На урок-беседу "Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет", посвященную этому событию, пришли ученики шестого класса МОУ «Лицей № 10».
Беседа началась со вступительного слова библиографа М. Н. Урусовой о значении этой битвы в истории России и слова об Александре Невском, благодаря которому и произошла столь блистательная победа. Она показала детям электронную презентацию «Святой Благоверный князь Александр Невский», благодаря которой ребята получили представление об иконописи князя Александра и его деяниях (музыкальным сопровождением стала песня Анатолия Хана и Табу Светланы «Дума о Александре Невском»).
Ведущая урок библиограф М. Н. Урусова рассказала о детстве и юности Александра Невского, обратив внимание на то, как его с ранних лет готовили к княжению, на то, что уже в 8 лет он считался взрослым, и ему наравне со старшим братом было доверено наместничество в Новгороде. Ребята с интересом слушали, пытаясь сопоставить себя и юного князя, который в их возрасте уже принимал участие в битве, которую вела дружина его отца – Ярослава Всеволодовича.


Не меньший интерес вызвал рассказ о битве на Неве и особых талантах Александра Ярославича, позволивших одержать её – ведь его дружине противостояло войско в пять раз больше.
Особенно много интересной информации прозвучало при рассказе о Ледовом побоище. Школьники вместе с библиографом считали сколько весит рыцарь, если его доспехи – это около 50 килограммов, доспехи коня столько же, если не больше, к этому добавить вес рыцаря и коня… Пришли к выводу, что получается около 200 килограммов. Марина Николаевна напомнила ещё про законы физики, про рекомендации МЧС на подтаявшем льду не ходить, а ползать, то есть распределить вес тела, и спросила: на что опирается закованный в панцирь рыцарь? Ребята быстро сообразили, что на четыре ноги коня, которые легко пробивают лёд.
Урок продолжился просмотром серии «Истории государства Российского», посвященной Ледовому побоищу. После этого М. Н. Урусова ещё раз напомнила про воинский талант Александра Невского, который обманным путём выманил рыцарей на лёд, поставив в центре ополченцев, которые должны были дать слабину и отойти с берега. В горячке боя, преследуя отступающих, рыцари сами вышли туда, где их ждала смерть.
Рассказав о дипломатии Александра Невского по отношению к Золотой Орде, о его поездках на поклон к ханам, библиограф отметила, что он обладал мудростью и прекрасно понимал, что раздробленная, раздираемая на части междоусобицами Русь не может противопоставить монголам достойной армии. Она обратила внимание ребят на то, что путь в Орду и обратно проходил через наши земли, и в наши дни он отмечен Поклонными крестами, которые можно увидеть, например, на территории Иловлинского района. Было сказано и о том, что в память об Александре Невском строятся храмы (один такой был когда-то в Царицыне, и сейчас восстанавливается), ставятся памятники (есть такой и в Волгограде – на Площади Павших Борцов), пишутся о нём стихи и проза (часть из книг о святом князе можно было увидеть на выставке, подготовленной к этому дню), снимаются фильмы.
Заключительным аккордом встречи был рассказ о фильме Сергея Эйзенштейна и кантате Сергея Прокофьева «Александр Невский», об актёре Николае Черкасове, чья внешность была использована при создании дизайна Ордена Александра Невского. М. Н. Урусова предложила посмотреть несколько отрывков из этого фильма и запомнить последние слова Александра, с которыми во время Великой Отечественной войны солдату уходили в бой, которые и сейчас часто вспоминают, когда кто-то пытается угрожать России.

Ребята и преподаватель благодарили за интересную информацию, отмечали, что узнали много нового. Преподаватель истории отметила, что урок-беседа помогли закрепить знания, которые ребята совсем недавно получили на школьных уроках истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий