4 сентября
1875 года (150 лет назад) родился русский и советских художник Евгений Лансере.
Евгений Евгеньевич Лансере (23 августа (4 сентября) 1875 года,
Павловск, Россия – 13 сентября 1946 года, Москва, СССР) –
художник-монументалист, оформитель книг, художник театра, педагог.
Фамилию Лансере можно перевести с французского, как Копьев. Однако существуют и другие варианты. «Значение самой фамилии (Лансере) можно истолковать, как «приближенный к солнцу» или «приближенный к королю», «оруженосец светила» и т. д. (leons — копье, ry — солнце, лучи солнца)», — пишет Евгений Лансере (IV) — праправнук Лансере в своей статье, посвященной знаменитым предкам. «Возможно, что это псевдоним, под которым французский офицер скрывался от правления Наполеона. На сегодняшний день не удалось найти никаких «следов» этой фамилии в самой Франции до того, как она появилась в России».
Родился Евгений Евгеньевич Лансере в семье скульптора и принадлежал к
художественной династии, где все родственники были связаны с искусством.
В семье Евгения Александровича называли Лансере-1, а Евгения
Евгеньевича — Лансере-II, есть там и Лансере-III и Лансере IV, так как всех
детей принято было называть Евгениями. И все они занимались искусством.
Его сестра З.Е. Серебрякова тоже стала художником. Дед Н.Л. Бенуа был
академиком архитектуры, дяди Л.Н. Бенуа - архитектором и А.Н. Бенуа -
художником, основателем объединения «Мир искусства». Детство Евгения прошло в
имении Нескучное на Украине. Когда Евгению Лансере было десять лет, умер его
отец, и семья переехала в Санкт-Петербург. Дом семьи Лансере называли «Дом
Бенуа у Николы Морского». У юного Евгения рано проявились художественные
способности: он записал в дневнике: «Прежде всего – быть отличным художником».
Евгений Лансере учился в Первой петербургской гимназии.
Для Евгения Лансере, Петербург стал главным источником вдохновения. В
дневнике, который художник будет вести на протяжении многих лет, он написал:
«Ворота морских складов в Нов<ой> Голландии — по-моему, одно из лучших
зданий СПб. Красиво и просто, величественно, крепко, настоящее здание для
Петербурга: оно особенно красиво в дождь, туман, сумерки, так же, как и Исаакий
(он не так хорош с солнцем)».
В 1892 году в семнадцать лет он поступил в рисовальную школу «Общества
поощрения художеств», где учился у Я.Ф. Ционглинского и Э.К. Липгарта.
В 1895 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Европе. Он учился в
академиях Ф. Кларосси (1895 -1896) и Р. Жюльена (1896 -1897) во Франции, где
получил качественную профессиональную подготовку.
Евгений Лансере в поисках натуры много путешествовал по Кавказу и
Средней Азии, изучал породы лошадей, затем женился на талантливой
художнице-графике Екатерине Бенуа, дочери главного архитектора Петергофа —
Александра Бенуа, сына бежавшего из Франции от революции повара-кондитера Луи
(Леонтия) Бенуа, ставшего главным кондитером при дворе Екатерины II.
В 1898 году он получил крупный заказ на оформление книжной графикой
книги Е.Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани», вышедшей в
Санкт-Петербурге в 1899 году. Для выполнения это заказа он путешествовал по
Бретани и западу Франции, делая наброски и рисунки пейзажей и замков в
альбомах. Эти иллюстрации были выставлены на выставке русских и финляндских
художников Сергея Дягилева.
В 1899 году он вернулся в Россию и стал членом объединения «Мир
искусства», задуманного как «кафедра толкования и пропаганды новой эстетики».
Евгений Лансере стал постоянным сотрудником журнала «Мир искусства», в период
оформления которого сотрудничал с журналами «Художественные сокровища России»,
«Золотое руно», «Детский отдых».
В 1905 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Дальнему Востоку.
В 1905 -1908 году он сотрудничал как художник с революционными
журналами «Жупел», «Адская почта», делая для них рисунки на злободневные
политические темы.
В 1907 – 1908 году Евгений Лансере создал «Старинный театр».
В 1911 году написал темперой картину «Корабли времен Петра Первого»,
приобретенную Третьяковской галереей.
В 1912 – 1915 годах он стал художественным руководителем фарфоровой
фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В 1914 -1915 годах Евгений Лансере был военным
художником-корреспондентом на Кавказе в течение Первой мировой войны. Его
военные рисунки выходили на открытках.
Предреволюционный период оказался для Евгения Лансере весьма
насыщенным. Он заведовал художественной частью на Императорском фарфоровом
заводе, получил звание академика Академии художеств, ездил на фронт военным
корреспондентом. Голодные и опустошительные для страны годы, с 1917-го по
1919-й, провел в Дагестане. В 1920-м как художник сотрудничал с Добровольческой
армией Антона Деникина.
В 1917 – 1919 годы жил в Дагестане.
В 1919 году он был художником в Осведомительно-агитационном бюро
(ОСВАГ) Добровольческой армии А.И. Деникина.
В 1920 году Евгений Лансере переехал в Ростов-на-Дону, позднее в
Тифлис. В этот период он был рисовальщиком в Музее этнографии, выезжая в
этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.
В 1922 году Евгений Лансере получил звание профессора Академии
художеств Грузии, МАРХИ.
В 1924 году в качестве театрального художника оформил постановку «Юлий
Цезарь» У. Шекспира в Кутаиси.
В 1927 году он поехал в Париж от Академии художеств Грузии.
В 1934 году Евгений Лансере переехал в Москву. В этот период он сделал
монументальные росписи темперой и силикатными красками залов Казанского
вокзала.
В 1934 – 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии художеств в
Ленинграде.
В 1937 году он выполнил росписи темперой в гостинице «Москва».
В 1938 году оформил постановку пьесы «Горе от ума» в Малом театре в
Москве.
В 1943 году Евгений Лансере стал лауреатом Сталинской премии второй
степени.
В 1945 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.
В 1946 году оформил постановку пьесы «Барышня-крестьянка» в Большом
театре в Москве.
В 1942-м он начал работать над станковой серией «Трофеи русского
оружия», состоявшей из пяти картин на историческую тему. Эти произведения были
показаны на масштабной выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской
галерее. В 1943-м Евгения Лансере наградили Сталинской премией второй степени,
через два года присвоили ему звание народного художника РСФСР. К сожалению,
многие задумки осуществить не удалось — например, создание мозаичного фриза для
зала искусств на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), оформление интерьеров
Большого зала Дворца Советов (1938–1941).
Казалось, окончание Великой Отечественной принесло немало надежд, в
том числе на потепление отношений между Советским Союзом и странами Запада. Еще
18 мая 1945-го Евгений Евгеньевич писал Серебряковой в Париж: «Теперь, когда
завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с
вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся».
Евгений Александрович Лансере — автор более 400 бронзовых скульптур,
изображающих людей и животных, в основном, лошадей, которые так и остались
главной страстью его жизни. Среди них: «Амазонка на коне», «Лошадь ажурная»,
«Ловля дикой лошади», «Юнкер Николаевского кавалерийского училища»,
«Кабардинский табун», «Араб со львятами», «Отъезжающая тройка», «Прощание
казака с казачкой».
Несколько гениальных работ Евгения Александровича Лансере выставлены в
главном здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10), в том же
зале, что и картины Виктора Михайловича Васнецова.
Если вы посетите Третьяковку, обязательно обратите внимание на
расположенную в центре «васнецовского» зала — бронзовую скульптурную композицию
Евгения Лансере «Киргизский косяк на отдыхе». Рядом с «Тремя богатырями»,
«Тремя царевнами Подземного царства» и портретом крестьянина Ивана Петрова,
кисти Виктора Васнецова — также уникальные миниатюрные конные композиции
Евгения Александровича Лансере.
К сожалению, скульптор, создавший около 400 произведений в бронзе, и
еще сотни рисунков и эскизов, ушел из жизни очень рано — в 38 лет — в самом
расцвете признания и супружеского счастья. У него было шестеро детей, ради
благополучия которых он работал, пока еще оставались силы, съедаемые чахоткой,
и брал все новые заказы.
Евгений Александрович Лансере боролся за свою жизнь до конца. Он купил
имение в селе Нескучное (между Харьковом и Белгородом). Однако обилие солнца и
свежего воздуха не спасло его от прогрессирующего с каждым днем туберкулеза,
который — до открытия антибиотиков в ХХ веке — был смертельным приговором.
Евгений Лансере скончался 13 сентября 1946 года и был похоронен в
Москве на Новодевичьем кладбище.
В это время его сыну — Евгению было 11 лет. А младшей дочери — Зинаиде
Лансере (12 декабря 1884 — 19 сентября 1967) — всего 2 года. Позже она вышла
замуж за Бориса Серебрякова и прославилась уже, как автор лучших женских
портретов ХХ века — Зинаида Серебрякова. Еще один сын Евгения Александровича
Лансере — Николай (26 апреля 1879 — 6 мая 1942) стал видным архитектором,
педагогом и историком искусства.
После смерти Евгения Александровича Лансере его вдова Екатерина с
детьми переезжают в дом деда — главного архитектора Петергофа — Николая
Леонтьевича Бенуа, который иначе, как «домом Бенуа у Николы Морского» и не
называли. Этот трёхэтажный каменный дом располагался на углу Никольской улицы и
Екатерингофского проспекта (ныне — ул. Глинки, 15 / просп. Римского-Корсакова,
37 — Прим. Авт.).
В доме Бенуа дети Евгения и Екатерины Лансере — Софья, Екатерина,
Мария, Николай, Евгений, Зинаида погружаются в творческую атмосферу, которой
была пропитана вся жизнь клана Бенуа. Средний брат матери — Леонид Николаевич
Бенуа — также стал знаменитым архитектором, а младший — Александр Николаевич —
известным художником и историком искусства, повлиявшим на формирование
художественных вкусов целого поколения. Все дети Бенуа прекрасно рисовали.
Таким образом, семья Евгения Лансере стала частью «художественного»
клана Лансере-Бенуа, в составе которого были 50 талантливых художников,
скульпторов, графиков и архитекторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий