В 1819 году (205 лет назад) был опубликован роман Вальтера
Скотта «Айвенго».
Вальтер Скотт считается
основоположником исторического романа. Его творчество открыло новую страницу в
литературе, где историческая достоверность соединилась с художественной
выдумкой.
«Айвенго» - первый роман писателя об
английской истории.
Решение обратиться к средневековой
Англии было вызвано беседой с другом Уильямом Клерком, который привлёк внимание
Скотта к антагонизму двух народов Британии.
Вальтер Скотт погружает читателя в конец XII века, период, когда Англия переживала один из самых значительных этапов своего формирования как единого государства. Это время утверждения феодальных отношений и централизации королевской власти. В основе романа лежит конфликт между саксами и норманнами. Саксонцы, коренные жители острова, столкнулись с норманнами — завоевателями, пришедшими с континента после победы Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе в 1066 году. Норманны ввели новую феодальную систему, заменили англосаксонскую аристократию своими людьми и взяли под контроль земли и власть, что вызвало недовольство и сопротивление со стороны саксонцев.
Эти события Скотт описывает через
призму отдельных судеб. Исторические события и личные драмы переплетаются и
взаимодействуют в процессе развития сюжета. Роман дает полноценное изображение
эпохи.
Система персонажей романа Вальтера
Скотта «Айвенго» представляет собой уникальное сочетание исторических
личностей, вымышленных персонажей и героев народных легенд. Это смешение
позволяет Скотту создать богатую и многослойную нарративную ткань, в которой
каждый персонаж выполняет определенную роль в раскрытии идеи произведения.
Такие исторические фигуры, как король
Ричард Львиное Сердце и принц Джон, делают роман достоверным и добавляют
значимости сюжету. Они связующее звено между вымышленным миром романа и
реальной историей.
Создавая «Айвенго», Вальтер Скотт
подошел к процессу с особым трепетом и скрупулезностью. Он не просто писал
роман, он воссоздавал целую эпоху. Скотт понимал, что подлинный исторический
роман требует не только точного отражения событий и личностей, но и передачи
духа времени.
Герои народных легенд, такие как Робин
Гуд и его товарищи, символизируют борьбу за справедливость, что делает их
особенно близкими к сердцу читателя.
Ключевыми фигурами являются вымышленные
персонажи. Айвенго, Ровена и Ребекка помогают Вальтеру Скотту исследовать идеи
чести, долга, любви и социальной справедливости. Эти персонажи развивают сюжет.
Они законная историческая неточность. В Айвенго Скотт воплощает идеальный образ
рыцаря. Он содержит в себе все лучшие качества, ценные для средневекового
общества и понятные современному читателю.
Изучение исторических памятников было
для Скотта неотъемлемой частью творческого процесса. Он погружался в изучение
документов, летописей и хроник, чтобы каждая деталь в его романах
соответствовала исторической правде. Читая романы Скотта, мы действительно
становимся современниками описываемой эпохи и получаем о ней более верное
представление, чем от любого исторического трактата.
Скотт также осознавал, что для
воссоздания исторического прошлого не требуется архаизированный язык или
упрощение человеческих чувств. Он не перегружал роман историческими фактами, но
отражал их через призму художественного восприятия. Таким образом, «Айвенго»
стал произведением, в котором история ожила и приобрела новые смыслы.
Скотт хотел, чтобы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора «Уэверли» (полное название – «Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад»). Кроме того, он надеялся опубликовать после «Айвенго» следующий роман «Монастырь», чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебль, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий