24 января 1919 года в историю
России вошло, как дата начала политики расказачивания, которая унесла почти два
миллиона человеческих жизней. В память об этих событиях в библиотеке им. М. А.
Шолохова прошёл вечер «Трагедия казачества».
Принято говорить о том, что «тема
расказачивания советскими историками долго замалчивалась», и о ней в полный
голос заговорили только в 1990-е годы, когда появился закон «О реабилитации
репрессированных народов» и начали просачиваться в прессу «секретные» документы
из архивов. Это – неверное мнение. Парадоксально, но многие документы,
относящиеся к террору против казаков, всегда были «на поверхности», но, словно,
попадали в «слепое пятно» - никто не хотел замечать, никто не хотел говорить об
этом. Как известно, своя беда больнее, а горе – больше и глубже, чем чужое. Что
такое казаки по сравнению с общей трагедией российского народа –
раскулачиванием, коллективизацией, массовыми арестами? Сколько их там погибло –
около двух миллионов? Да, пустяк по сравнению с 25-30 миллионами жертвами
сталинских репрессий и 20 миллионами погибших в Великой Отечественной! Поэтому,
приступая к созданию сценария, мы отдавали себе отчёт в сложности воздействия
на юношескую аудиторию, и постарались сделать рассказ о событиях 1919 и
последовавших за ним лет эмоциональным и познавательным.
Вечер памяти начался с чтения
стихотворения Евгения Меркулова:
Россия. Январь. Девятнадцатый год. -
Визжит циркуляра кровавая строчка:
– Казачий народ поголовно в расход!
Всеместно! Без жалости! К стенке и точка!
Такого не знала страна до сих пор,
Поставлен народ за чертою закона.
Расправил крыла большевистский террор,
Иначе в леваду под дробь пулемёта.
Репрессии, ссылки, расстрелы семей.
И старых, и малых под корень без счёта.
Столетье промчалось, а память живёт,
В сердцах отпечатаны строки декрета.
И выживший в муках казачий народ
Навряд ли когда позабудет про это.
Притихший зал, прослушав краткую
справку о 24 января 1919 года, встал, чтобы почтить память двух миллионов жертв
массовых расстрелов. А затем зрители просмотрели клип «Красный террор.
Расказачивание». На экране мелькали кадры кинохроники времён революции и
Гражданской войны, в которые были вкраплены рассказы наших современников – по
воспоминанием их предков. Далее Марина Николаевна Урусова рассказала о политике
расказачивания и её последствиях для рядовых казаков.
Как мы писали в
предыдущем сообщении: «Самые жестокие меры советское правительство принимало по
отношению к казакам Дона. Область Войска Донского пугала его своей
самостоятельностью и независимостью. Правительство понимало, что, если есть в
России место, где могут формироваться контрреволюционные соединения, то это -
Дон. Страх порождал невиданную жестокость. В результате политики расказачивания
была введена система заложников. Станицы жгли или разоряли. Казаков
расстреливали без счёта, поголовно уничтожая целые семьи, их обрекали на
голодную смерть, отбирая хлеб, их насильственно выселяли с Дона и отправляли в
Сибирь.
Количество жертв репрессий не
поддаётся подсчётам. По расчётам одних учёных – около 800 тысяч, по расчётам
других – до 3 миллионов. Официально называют среднюю цифру - около 2 миллионов
погибших».
С печальной ноты о погибших в тот
период М. Н. Урусова перешла к описанию подвигов казаков во время Великой
Отечественной, а затем заговорила о периоде восстановления казачества и
предложила поговорить о его культуре, которую бережно сохраняют потомки
казаков.
- Как внешне отличить казака от
русского или немца? - спросила Светлана Ивановна Васильева, начиная своё
выступление.
Школьники с интересом слушали про
историю костюма казаков, глядя на рисунки из старых книг, которые
демонстрировались на экран телевизора, и на саму С. И. Васильеву, которая вела
рассказ в костюме, взятом из Комнаты казачьего быта библиотеки. Было что
послушать! Знаете ли вы, читатели нашего блога, как любили наряжаться казаки?
Приходилось ли вам слышать о своеобразных дефиле, которые они устраивали, чтобы
поразить воображение посланцев царя? А историю про то, как атаман Платов велел
двум харьковским студентам, разодетым во фраки, на территории Области Войска
Донского ходить только в казачьем наряде? А про то, как Александр I велел
купить новочеркасским дамам дорогих тканей, дабы они пошили кубельки, а не
ходили в европейском платье?
От культуры материальной разговор
перешёл к духовности казачества. Сначала М. Н. Урусова рассказала об отношении
казаков с церковью – о том, что первое упоминание о казаках связано с иконой
Донской Божьей Матери, которую они, по преданию, подарили Дмитрию Донскому
перед Куликовской битвой. Рассказывая об иконе, упомянула она и о печальной
традиции казачек в случае гибели мужа или неженатого сына дарить иконе Донской
Божьей Матери самую крупную жемчужину из своих украшений, о том, что в старых
казачьих храмах на таких иконах из-за жемчуга лик Богородицы почти не
проглядывает…
Разговор о связи казаков с церковью
продолжила Инна Олеговна Дрыжак, рассказывая об иконе-покровительнице донского
казачества – Августовской Божьей Матери.
Икону эту начали писать в Российской
империи с марта 1916 года, когда Святой Синод, рассмотрев свидетельства русских
воинов, видевших явление Богородицы под польским городом Августов в сентябре
1914 года, признал их достоверными. Среди свидетелей чуда были и донские
казаки, и почти на всех иконах «Августовская Победа» изображены именно они.
Особое место в рассказе заняла история создания иконы по заказу казачек хутора
Клецко-Почтовского (Клетский район Волгоградской области) и малоизвестный факт
– работая над скульптурой «Родина Мать зовёт!» Евгений Вучетич вдохновлялся
иконами «Августовская Победа» и «Нерушимая Стена».
Рассказ о необычной казачьей
иконе закончился видеопрезентацией «Августовская Победа». На экране один
вариант иконы сменял другой под слова романса, написанного на стихи Николая
Туроверова: «И
воды прощальные Дона несли по течению нас. Над нами на стяге иконы. Иконы — иконостас».
Под конец встречи М. Н. Урусова
рассказала о языке казаков – гутаре - и предложила старшему и младшему
поколению присутствующих, подборку слов из лексикона гутара для толкования.
Зрители пытались расшифровать незнакомые слова и с удивлением узнавали их
настоящий смысл. На самом деле, интересно знать, что «голощёком» называют
морозную, но бесснежную зиму, а лягушки у казаков не квакали, а гуркотали.
Завершилась встреча показом клипа
«Слава Богу, что мы есть, казаки!»
Зрители долго не хотели расходиться
- подходили к участникам вечера – проявляя интерес к дореволюционной фотографии
из семейного архива М. Н. Урусовой, благодарили за интересную информацию, выражали
желание присутствовать на подобных мероприятиях в будущем. Как признавались
некоторые ветераны педагогических коллективов, многое из услышанного на вечере,
они раньше не знали. Одна из учителей поделилась рассказом о том, как её
родственника вывозили в Сибирь в теплушке, затиснутого в мешок (боялись, чтобы
не сбежал по дороге).
На прощание ветераны попросили
сделать фотоснимок с работниками библиотеки на память.
Комментариев нет:
Отправить комментарий