среда, 8 января 2025 г.

Бабьи каши


 8 января славяне отмечали праздник повитух - Бабьи каши.

В праздник Бабьих каш, или праздник каш или бабий праздник, принято было славить рожениц и повивальных бабок, т.е. тех, кто помогал ребенку появиться на свет.

Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь св. Богородице». Этот обычай был ранее весьма распространён, но Церковью не терпим. Митрополит киевский Михаил в 1590 году осудил и запретил его как обычай несовместимый со святостью Пресвятой Девы. В одной из грамот он писал: «И теж пироги на завтрие рождества Христова, которые приносят до церквей, мняше в честь богородицы, ещё есть велико бесчестие и догмат безбожных еретик, делая бо богородица паче слова и разума нетленно роди». С. Максимов сообщает легенду, записанную в бывшем Меленковском уезде Владимирской губернии, в которой в роли повивальной бабки выступает Параскева-Пятница. Праздник рожениц и повивальных бабок в этот день находит себе церковную параллель в совершении молебна иконе Богородицы «Помощь в родах», повторяющей композицию древних изображений «Великой богини» славян-земледельцев.

Несмотря на то, что церковь боролась с языческими традициями, матери с детьми собирали подарки, шли поздравлять тех повитух, кто помогал им, а повитухи встречали гостей кашей.

В этот день к бабкам также рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.

Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. Всё руками, травами, да словом добрым.

Повитухи, были в то время не только заменой докторов, но и людьми, знающими традиции старины, теми, кто был как бы проводником ребенка и матери через весь непростой для них период рождения, а также некоторого времени до него и после.

Повивальными бабками их называли оттого, что новорожденного нужно было умеючи «свить» пеленками так, чтобы малыш не выбрался из них, но и не был стеснен.

Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду.

Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».

И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей.

«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!».

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке.

А ребятишки подзадоривали:

«Ты, хозяюшка, подай!
Ты, отрадушка, подай!
Подавай — не ломай!
Отломишь немножко — будет Ермошка.
Отломишь горбушку — будет Андрюшка.
А подашь середину — быть свадьбе!».
И так ребячий короб тяжелел.

И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение.

Это было радостное время игр, забав.

Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

В этот день стригли первые волосы детям.

Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса.

Каша в печи подрумянится — к снегу.

Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза.

А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

В праздник «Бабьи каши» воду и крупу для каши набирали в два часа ночи.

Каша могла быть рассыпчатой, вязкой и жидкой (размазня).

Это зависело от количества жидкости в блюде.

В народной кухне рассыпчатую кашу готовили из ядрицы, а размазню из мелкой или молотой крупы.

Испокон веков у наших пращуров каша была в почете.

Она не только была любимым блюдом на каждый день, но и обрядовым кушаньем.

В былинах и сказках каша – символ благополучия и богатства.

В Древней Руси называли «кашей» свадебный пир.

Наши прародители, заключая мирный договор, готовили кашу и в знак союза и дружбы ели её вместе с бывшими противниками.

Отсюда и пошло выражение: «С ним каши не сваришь».

Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей.

Женщины, имеющие детей, приносили подарки и угощения: домашнее пиво или наливку, пироги, блины.

Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света».

За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом.

Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей.

Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи.

Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах.

Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко».

Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).

Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов.

Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню и Садко.

В этот день в Болгарии в народе отмечают Бабиндень.

Это древний праздник, сохранившийся до наших дней с языческих времен.

Он посвящен деревенским повивальным бабкам, которые в старину помогали при родах.

Обычно воспринимается как своеобразный женский ответ определенно мужским праздникам Богоявлению и Ивановудню.

Рано утром к старухе-акушерке идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 годов.

Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук».

Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке, чтобы та помыла руки, а потом подают ей полотенце, которое она принимает в дар (еще в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - все это кладут ей на правое плечо).

При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг кверху с наговором, чтобы ребенок женщины бегал, прыгал и был всегда здоров.

Со своей стороны старуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной

В этот день все женщины собираются на обед к повивальной бабке.

Каждая приносит с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целует хозяйке руку.

За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом.

Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей.

На это застолье мужчинам вход воспрещен, но в определенный момент они являются в дом старухи, переодетые волами с рогами, с заранее приготовленным ковшом или тележкой, забирают старуху, заталкивают ее в ковш или сажают на тележку и везут ее на реку, где купают в воде.

Это обрядовое купание повивальной бабки делается для того, чтобы в новом году она была здоровой и сильной.

Праздник заканчивается вечером весельем и танцами на площади.

Комментариев нет:

Отправить комментарий