среда, 6 ноября 2019 г.

Дэя Вразова "Михаил Степанович Шумилов. 120 лет"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Дэя Григорьевна Вразова
МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ ШУМИЛОВ. 120 ЛЕТ
Отрывок из книги

Очень душевно написала свои воспоминания 27 августа 1989 года, живущая в Москве Клавдия Сергеевна Лукинова. Она, действительно, состояла на службе при штабе 7 Гвардейской Армии в должности Старшей Машинистки по вольному найму. (МЗСБ. Н/вф – 10116/2. П. 120 СД). 
Когда началась война, она добровольно по призыву комсомола пошла на фронт. 24-й Армия сражалась под Волоколамском, под Москвой. В ноябре 1941 года 24-я Армия стала на пополнение в г. Туле, готовилась на фронт до мая 1942 года и была 1-й резервной Армией. С ноября 1941 года Клавдия Сергеевна стала в оперативном отделе. Далее эта армия стала 64-й Армией.
«…и я поехала под Сталинград, выгрузились в конце мая или начале июня 1942 г. ст. (Соколовка или Советская – честно, не помню). Помню, что нас очень сильно бомбили в пути и при выгрузке. Знаю, что связи с фронтом не было, но вышли на марш в направлении к Дону, всю эту степную дорогу ехали под бомбёжкой и днём и ночью. Тысячу раз по команде прыгали с машин, ложились в обгоревшую пшеницу и плети картофеля.
Прибыли к излучине Дона – Нижне-Чирская или Верхне-Чирская – не помню и, началось, мост взорван, настоящая мясорубка. В это время к нам прибыл Н. С. Хрущёв, был он член ВС фронта, сказал, что нас искали, связи всё не было. В этот первый день были убиты и. о. команд. Армии генерал Броуд – артиллерист, его адъютант Вася Сизов, мой начальник оперотдела полковник Сидорин, начальник инженерных войск полковник Брусилов и другие товарищи. Ночью их похоронили в одну могилу, я писала ленту, послала жене Броуда фуражку с пробитой пулей и остальным написали, кому могли, как погибли их герои.
…Было очень жарко, пить было нечего, но мы работали, до августа были вдвоём, потом Аня Травина от страха заболела, всё тело покрылось экземой, её отправили в Москву. Я осталась одна, день и ночь, ночь и день приходилось работать. 
…Я так и была старшей машинисткой, основные документы, приказы, планы боя, таблицы боя, донесения, оперативные сводки, всё было на мне, все соображения и замыслы, всё в оперативном отделе. Мне доверяли, меня уважали и любили. Я это понимала, при мне решались самые серьёзные вопросы и, я очень многому училась. 

А какие были люди, - высокообразованные, многие имели в то время по две Академии.
…Настрой у нас был самый высокий, сам наш Команд. Михаил Степанович Шумилов был человек большой культуры, имел большой опыт организованности, умел работать с людьми, уважать их. Члены В/совета З. Т. Сердюк и Абрамов тоже были закалённые большевики. 
Часто приезжали к нам тт. Рокоссовский, Жуков, Н. Н. Воронов, А. С. Чуянов. Жил у нас в штабе Вальтер Ульбрихт с двумя товарищами, которые передавали по радио немецким войскам и немецкому народу правду о сражении под Сталинградом.
Наша 64-я Армия сделала большой вклад в освобождение Сталинграда. Наша Армия пленила фельдмаршала Паулюса с его штабом 6 армии.
Первый ультиматум 8 /1-43 г. печатала я нашим офицерам – капитан и майор, не помню фамилии, Паулюс не принял, из штаба фронта тоже не приняли ультиматум…
И когда 10/1-43 г. в 8.05 был дан приказ о наступлении, казалось, содрагалась вся планета, я была на ВПУ на какой-то высоте, вначале катюша, потом танки, авиация, пехота, от дыма стала ночь. Мы не слышали друг друга, блиндажи осыпались, машинку мою засыпало, трудно было печатать, а приказы, распоряжения менялись много раз, в ведь ВПУ было ближе к передовой, чем танки, они прошли мимо нас, это не опишешь, до сих пор страх скребёт душу.
…31/1-43 г. при ожесточённых боях был пленён Паулюс…
…Ласкин И. А. сообщил, что в 12.30-13.00 он будет у нас в штабе с Паулюсом. М. С. Шумилов оделся и вышел на улицу, в это время подъехал Чуянов А. С.,, с ним были два журналиста и ещё кто-то, они немного постояли и вошли в домик. М. С. Шумилов беспокоился – привезут ли Паулюса живым, он боялся, что немцы могут его украсть. И, в окно показались машины, первые две «эмки». Шумилов вышел вместе с членом в/совета Абрамовым К. К., мы выбежали на крыльцо. Одна ещё была машина грузовая. На первой машине прибыли генерал Ласкин И. А., Паулюс, полковник Адам, на второй машине – полковник Лукин Г. С., переводчик Володя Степанов и начальник штаба немецкой армии Шмидт.
Откуда столько набралось корреспондентов и фоторепортёров, пройти было трудно. Шумилов пригласил их в дом и начался допрос, в комнате наших генералов и офицеров было человек 10-11, мы были в другой комнате. Фашисты вели себя сдержанно, лица были нахмурены, никак не хотели, чтобы их фотографировали. Шумилов сказал, «что вы наших пленных фотографируете и показываете всей Германии, а мы вас покажем всему Миру».
М. С. Шумилов сказал, чтобы фотокорреспонденты заходили по 3 человека. На вопросы немцы отвечали неохотно. Паулюсу задали такие вопросы: 1) почему не приняли наши ультиматумы, предъявить удостоверение, он ответил, что он пленный солдат, у него солдатская книжка, фельдмаршалы в плен не сдаются. 2) кто с вами пленён, он ответил, начальник штаба Шмидт, Адам, на остальных список дан генералу Ласкину.
М. С. Шумилов сказал, вас пленили части 64 Армии, которые дрались с вами, начиная с Дона и до конца Сталинградской битвы.
Жизнь, безопасность, мундир и ордена вам сохраняются, он повеселел. Паулюс сказал, что Гитлер им говорил в плен живыми не сдаваться – в плену Сибирь.
М. С. Шумилов - какие мотивы теперь послужили для сдачи оружия – ответ «мы выдохлись».
После допроса М. С. Шумилов пригласил их к себе в домик где жил, на обед, мы только-только переехали с лесобазы (Сарепта) в Бекетовку, домики были деревянные, маленькие. А я в это время печатала протокол допроса.
На обеде Паулюс ел мало, сказал, что последнее время мало ел, боится перегрузить желудок, Шмидт не ел и не пил, боялся, что его отравят, а вот полковник Адам и пил, и ел, говорил, что всё отлично.
Обо всём этом рассказывали Лукин, Ласкин, Журавлёв, Абрамов, Шумилов после их отъезда в штаб фронта; рассказывали с юмором, весело и большим счастьем.
После обеда сразу прибыл усиленный караул и мой начальник оперотдела полковник Лукин Г. С. повёз их к Рокоссовскому и Н. Н. Воронову – представителю Ставки. Там они отвечали на все вопросы, убедившись, что к ним хорошо относятся.
Потом привезли Роске и других. Привёз их майор Рыжов И. М., зам. по политчасти Мутовин Б. Н. и мой муж А. С. Лукинов и капитан Ляшев А. Ф., нет, кажется, Ляшев был с первыми машинами, забыла.
Ой, а, сколько было пленных – тысячи, шли и шли колонны.
4 февраля 1943 был митинг на площади, полно людей, не смотря на мороз, выступали Шумилов, Чуянов, Чуйков и др., а через месяц мы отправились на Курскую дугу.
Перед отъездом я печатала последний приказ в Сталинграде о том, чтобы к половодью убрали трупы, а их было там тысячи. Когда мы уезжали до станции на машинах, то до самого горизонта, в разных позах, как кочки на лугах, весной из под снега лежали люди, которых мы никогда не должны забывать, они остались на вечно молодыми, да, мы и по ним ехали, то же, как по кочкам, всё ужасно, ужасно, вот 45 лет, а война всё снится.
С мая 1942 года по декабрь 1942 мы ни разу не мылись, мы были вшивые, но я не болела. В декабре, ночью привезли в лес, где стояли, сделали в палатке баню, положили доску на снег, было счастье. Руки, ноги были отморожены, раздувались, топить было нельзя, только немножечко, очень было холодно. Теперь очень болят ноги и руки, поэтому трудно писать.
Летом в 1943 г. с Курской дуги Н. Н. Воронов меня отозвал с фронта в Министерство обороны, он был зам. командующего артиллерией Армии, я печатала документы уже из Ставки…
А меня поэтому и не знают многие, которые пришли в штаб после моего отъезда в июле 1943 года. С А. С. Лукиновым мы расписались на Курской дуге 4 мая 1943 года. Шумилов дал машину и сказал: «Не заехайте черти к немцам».
…все вопросы, которые задавали Паулюсу на допросе, всё помню, напишите, но они есть в печати.
Один случай: вышли из строя все машинки, Шумилов говорит: «Дайте нашей Клавочке боевое задание, пусть достанет машинку». Написано письмо советским властям на Кожзавод в Бекетовке за подписью Михаила Степановича, а мне говорят: «Скорей беги, подпиши, а то уедет в войска». Я бегу к нему в блиндаж, а выход из нашего к нему напротив, он уже выходит. Я ему доложила, а он: «Кругом!» скомандовал. Я испугалась, думала, что не по команде пришла и бежать хотела. Он меня за гимнастёрку схватил и говорит: «А где же мне расписаться? Давай свою спину», - и расписался.
Мне дали автоматчика, мы ушли и вернулись только на второй день, сильно бомбили. Очень трудно добирались туда и обратно, ведь немцы были совсем близко, было слышно, как они разговаривали, доносилось особенно по Волге. Но машинку мы принесли. 
…На всех документах ставили свои инициалы. Мои в Сталинграде были ЖКС, поэтому можете проверить в архивах, там почти большая часть ЖКС, после 4 мая стала писать ЛКС». (МЗСБ. Н/вф – 10116/1. П. 120 СД).     

Источник:
Вразова, Дэя Григорьевна. Михаил Степанович Шумилов. 120 лет : рассказы бабушки-поисковика / Д. Г. Вразова ; [техн. редактор М. Н. Урусова ; отв. ред. И. О. Дрыжак] ; ВМУК «ЦСГБ», Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова. – Волгоград, 2015. – 118 с. : ил.

Историческая справка:

Михаил Степанович Шумилов (1895-1971) – советский военный деятель, генерал-полковник, Герой Советского Союза. Закончил учительскую семинарию в 1916 году, после чего был призван на Первую мировую войну. Закончил Чугуевское военное училище и принимал участие в боевых действиях в составе 32-го Кременчугского пехотного полка.
В период Сталинградской битвы – командующий 64-й армии (до 26 апреля – 24-я армия, до 10 июля 1942 года – 1-я резервная, после 1 мая 1943 г. - 7-я гвардейская), которая около месяца сдерживала 4-ю танковую армию под командованием Германа Гота на дальних подступах к Сталинграду, благодаря чему промышленные предприятия, расположенные на юге города, продолжали работать. Шесть месяцев армия Шумилова в жесточайших боях удерживала южную часть Сталинграда, сыграв выдающуюся роль в героической обороне города наряду с 62-й армией генерала В. И. Чуйкова.
В ходе контрнаступления наших войск 64-я армия дошла до центра города и пленила в подвале Центрального универмага фельдмаршала Паулюса. Первый допрос немецкого военачальника проходил в штабе 64-й армии, находившемся в Бекетовке – на улице Каланчевской в доме № 18.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий