Бродя
по интернету, часто натыкаешься на вопросы, касающиеся этнической идентификации
казаков: «А были ли у казаков свои праздники, а были ли свои обряды,
традиции?», «А чем эти традиции отличались от общерусских?». Ответы на них
можно найти в книге М. А. Рыбловой «Календарные праздники донских казаков»,
которую мы представляем вашему вниманию.
Рыблова,
М. А.
Календарные праздники донских казаков / М. А. Рыблова. – Волгоград : Издатель,
2014. – 190 с. : ил.
Автор
книги – Марина Александровна Рыблова – профессор, доктор исторических наук,
доцент Волгоградского государственного университета, известный исследователь
материальной и духовной культуры донских казаков, автор нескольких монографий
по этой теме, взялась за изучение обрядности казаков неспроста. Вот как она
определяет проблему, подтолкнувшую её к изучению этого вопроса: «Исследователи традиционной культуры донских
казаков нередко высказывали мысль о том, что их календарная обрядность была
гораздо менее разработанной по сравнению с общерусской традицией. Констатация
того, что многие ритуалы, связанные с хозяйственной сферой жизни (земледелием и
скотоводством в первую очередь), были на Дону свёрнуты (например, отсутствие
обряда первого выгона скота на пастбища, обряда первого зажина и последнего
скота и др.), приводила учёных к выводу о том, что аграрная календарная
традиция у казаков была прервана (оборвана); в целом казачья культура якобы
демонстрирует «безразличие к сельскохозяйственной обрядности» [Проценко 1995:
50; Гнутова, Проценко 2004: 48]».
Соглашаясь
с отдельными положениями теорий своих предшественников-исследователей М. А.
Рыблова отмечает, между тем, что «…она
[культура донских казаков] никогда не была простым продолжением традиции
русского крестьянства. Она изначально формировалась как противостоящая ей, как
культура воинская, мужская и маргинальная… <…> Воинская составляющая и в
более позднее время [в имперский период, связанный с казачьей сословностью]
определяла весь облик праздничной культуры донцов. И в таком случае речь должна
идти не о деградации прежней традиции, а о формировании на Дону принципиально
другой – не крестьянской, а воинской мужской традиции, в которую уже затем
стали вливаться обряды, связанные с аграрной сферой жизни казаков».
В
структуру книги входят пять глав: «Основные методологические подходы к изучению
народного календаря», «Зимние праздники», «Весенние праздники», «Летне-осенние
праздники» и «Сакральные локусы в пространстве казачьего поселения и их
почитание».
Просмотрев
содержание глав, отметим, что основная их часть рассматривает календарные
праздники сельскохозяйственного и церковного календарей. Рассматривая
календарные праздники, М. А. Рыблова большое внимание уделяет Святкам,
Масленице, Великому Посту, Красной Горке, дню Ивана Купала, Троице и другим
общерусским праздникам, которые отмечали и донские казаки. Изучение этих глав
наводит на мысль, что казаки придерживались общих традиций. Однако, последняя
глава показывает, что у донского казачества был ряд традиций и обычаев,
нехарактерных для русского крестьянства.
Основное
внимание в ней отводится «святым местам», которые почитали казаки. Читая про
обряды, проводившиеся там, начинаешь видеть особую специфику культуры донского
казачества.
К
«святым местам» относились курганы с древними могилами, деревья, места прежних
поселений (старые городки), колодцы, места обитания старцев-отшельников и т. п.
«Однако в народной среде верили, что
родная земля освещается не только духовным подвигом избранных из числа людей,
но и небесной благодатью, покровительством святых и самой Божьей Матерью. Они
периодически спускаются на землю, пребывают среди людей и оставляют им на
память какие-то следы своего присутствия. Такими «следами» могут стать внезапно
забившие из-под земли источники, появившиеся на деревьях или у тех же родников,
иконы, названные в народе «явленными».
Рыблова
описывает различные версии, которые высказывали по этому поводу её
предшественники, один из которых говорил об использовании таких мест в
кризисных ситуациях, второй связывает эти места с сакральной стороной жизни
донских казаков, которые использовали их для установления связи с загробным
миром. Далее приводятся сведения из фольклорных источников о
курганах-могильниках и одиноких деревьях, которые стояли в ряду «святых мест»
на первом плане, об архитектуре казачьих часовенок-голубцов, которые возводили
на месте гибели (убийства или самоубийства). Обычно же голубец представлял
собой «столб с треугольным навершием»
к которому приходили в годовщины смерти, чтобы помянуть умершего или погибшего –
на основание навершия клали «милостыньку». Были и особые голубцы, которые
возводили на местах братских могил – у таких собирались в праздничные дни на
беседу старики. Когда казаки оставляли станицу и селились в другом месте,
кладбища старых поселений становились местами поклонения и получали название «старые
городки». В пасхальные дни к старым городках ходили крестные ходы и на этих
местах проходили панихиды. Вот, как это описывает автор книги: «Ко времени начала панихиды в Старочеркасске
собиралось несколько сот служилых казаков и жителей города. Сигналом для общего
сбора служило знамя, выставленное на галерее здания станичного правления.
Казаки выбирали походного атамана, брали с собой два станичных знамени,
делились на полки и выходили в поход. Дойдя до Монастырского урочища, строились
в каре, внутрь которого входили атаман, полковые командиры и чиновники. Затем в
круг входил священник и при спущенных знаменах начинал панихиду. По её
окончании в круг вносили булки, сыры, блины, приготовленные вскладчину всей
станицей «для поминок на заедки». Здесь же угощались вином, мёдом и водкой.
Затем, оставив знамя в карауле, устраивали скачки». Рыблова отмечает, что
на заключительные части поминальных служб допускались только «служилые казаки и
старики», что подчёркивало воинскую основу мероприятия.
Как
«святые места» использовались и одинокие деревья. Так, например, в станице
Нижне-Чирской – это гигантский дуб, якобы, существующий с 15 века, в станице
Акишевской Хоперского округа – Никольская верба. В «тело» таких деревьев
врубали иконы, которые со временем врастали в дерево так, словно всегда там
были. С деревьями же связывали рассказы о явлении икон – например, Урюпинской
Божьей Матери.
Не
меньшей святостью, чем деревья и курганы, обладали и колодцы. «Колодец в степи сакрализовался уже в силу
своей чрезвычайной значимости в засушливой зоне, его создание требовало особого
искусства и мастерства. Обычай запрещал устраивать дорогу ближе 300 саженей от
колодца, прогонять скот ближе 100 саженей. Однако в сакрализации колодцев, несомненно,
просматриваются и представления о них как о каналах связи с «тем» светом, с
предками. Сама процедура копания колодца была, по народным представлениям,
сопряжена с опасностью, а потому сопровождалась аскезой (запрет на вкушение
вина, обет молчания и пр.), чтением молитв. Помимо специальных умельцев,
колодцы выкапывали и обычные люди – в «замаливание грехов», «по обету во
спасение», в (чью-либо) память». Такие колодцы нередко увенчивали надписью: «Сей
колодец выкопал по обету донской казак раб Божий Степан в память о матери рабы
Божией Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как
слёзы матери моей, пролитые по мне». Во время засухи рядом с колодцами
проводились молебны и водосвятия. В систему «святых мест», помимо колодцев,
входили и родники. С колодцами и родниками связано немало легенд о явлении икон
Божией Матери.
Как
видно, из книги Марины Александровны Рыбловой, в мировоззрении казаков
органично сочетались языческие и христианские традиции.
Спрашивайте эту
и другие книги по истории и культуре донского казачества
в нашей
библиотеке!
Нас можно найти
по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.
Комментариев нет:
Отправить комментарий