13 октября исполняется 145 лет поэту-сатирику, журналисту Саше Чёрному.
Саша Чёрный - псевдоним знаменитого сатирика
Александра Михайловича Гликберга. Псевдоним был взят из самой жизни. Саша
родился 13 октября 1880 года и вырос в
Одессе, в большой еврейской семье, где было пятеро детей, из которых двое были
Сашами. Светленького звали белым, а темненького чёрным.
Литератор
утверждал, что никогда не был близок с родителями, которые не уделяли ему
внимания. Мать, по его словам, не испытывала горячей любви к своим отпрыскам, а
отец был вечно занят на работе.
Из-за
существовавшего тогда в гимназиях лимита учеников-евреев, Саше было невозможно
поступить в гимназию. А когда родители внезапно решили крестить всех детей,
учиться, по мнению Саши, было уже поздно.
Он
сбежал в Петербург, но вскоре понял, что в одиночку ему там не выжить. На
письма родители не отвечали, давая Саше понять, что он сам выбрал свой путь. Значительное
влияние на становление личности Саши Чёрного оказал житомирский государственный
чиновник К. К. Роше, известный своей благотворительной деятельностью. Он забрал
юношу к себе, а так как он сам был человеком очень начитанным, его любовь к
книгам со временем передалась и его воспитаннику.
Вся
дальнейшая биография Саши Чёрного — это биография поэта-сатирика. В 1905-1906
годах он активно сотрудничал с разными сатирическими журналами: «Альманах»,
«Журнал», «Молот», «Маски», «Леший». Но одна из его публикаций в «Зрителе» в
ноябре 1905 года произвела такой скандал, что журнал закрыли.
Первый
же сборник стихов Чёрного «Разные мотивы» (1906) был арестован. Чтобы избежать
ареста самому, он вместе с женой уехал в Германию, где создал цикл лирических
сатир «У немцев», стихотворения «Карнавал в Гейдельберге», «Корпоранты» и др.
Резко возрос уровень его поэтического мастерства, расширился кругозор, что
позволило ему вскоре после возвращения из-за границы занять место одного из
поэтических лидеров в петербургском еженедельнике «Сатирикон», где Саша Чёрный
наконец нашёл свою нишу. Его стихи в ту пору буквально заучивали наизусть,
настолько они были злободневны.
В
1910 году вышел сборник «Сатиры», объединивший циклы стихотворений,
опубликованных ранее, которые высмеивали российского обывателя и пошлость
окружающего его мира. Затем вышла вторая книга стихов — «Сатиры и лирика»
(1911). Печатался поэт и в других изданиях — в газетах «Новый день», «Киевская
мысль», «Русская молва», «Одесские новости», журналах «Современный мир»,
«Аргус», «Солнце России», альманахе «Шиповник». Искал опору в искусстве,
природе, детях, народном быте, создавая циклы лирических миниатюр о деревне
(«Северные сумерки», «В деревне» и др.), писал прозаические произведения —
«Люди летом» (1910), «Первое знакомство» (1912) и др.
Ещё
одним направлением творчества Чёрного являлись стихи для детей, которые он
писал с 1911 года, а в 1912 году принял участие в созданной по инициативе М.
Горького «Голубой книжке» и в детском альманахе «Жар-птица». Пробовал он себя
как переводчик с немецкого, готовя к печати «Книгу песен» Г. Гейне (1911),
«Избранные рассказы» Г. Сафира (1912), переводы Р. Демеля, К. Гамсуна и др.
Саша
Чёрный был человеком неразговорчивым, скрытным и весьма нелюдимым.
По-настоящему близких друзей у него не было.
Поэт
никогда не выступал на публике, а многие свои произведения месяцами и годами не
публиковал, терзаясь сомнениями насчёт того, достаточно ли они хороши.
С
началом Первой мировой войны «рядовой Гликберг» подался служить в полевой
госпиталь. Его впечатлительность чуть не лишила его рассудка и жизни. Только
любящая жена и возможность выплескивать впечатления на бумагу спасли поэта.
Впечатления, полученные на фронте, легли в основу цикла стихотворений «Война».
После
Октябрьской революции 1917 года он покидает Россию в числе первых эмигрантов.
Сначала Чёрный жил в Вильно, где им были написаны стихи о Литве, цикл «Русская
Помпея», в котором поэт признается, что для него «нет путей назад», а также
книга детских стихов «Детский остров».
В
1920 году поэт перебрался в Берлин, где более двух лет работал в издательстве
«Грани», «Русской газете» и «Руле», в журналах «Сполохи», «Воля России»,
редактировал литературный отдел журнала «Жар-птица». Тогда же выходит его
третья книга сатир «Жажда», ставшая завершением творчества Черного-поэта.
С
1924 года Александр живёт в Париже, теперь в его творчестве все большее место
занимает проза: многочисленные книги для детей («Библейские сказки», «Сон
профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Румяная книжка», «Дневник
фокса Микки», «Серебряная ёлка» и др.), повесть «Чудесное лето», «Несерьёзные
рассказы», «Солдатские сказки», поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» и другие
произведения.
Саша
Чёрный очень любил детей и животных. Когда дети называли его Сашей, он очень
радовался. У него был любимый фокстерьер Микки. От лица этого пса Чёрный
написал «Дневник фокса Микки», где описал посещение парижского зоопарка,
представления в цирке и даже путешествия на пароходе.
Летом
1930 года Саша Чёрный с женой поселился в маленьком домике на юге Франции
(Ла-Фавьер, близ Лаванду), где и умер 5 августа 1932 года на 52-м году жизни —
перенапряг сердце, помогая соседям тушить пожар. Вслед за ним от тоски умер
Микки.
На
могильной плите поэта высечена строка из стихотворения Пушкина: «Жил на свете
рыцарь бедный». Александр Михайлович на самом деле походил на того самого
бедного рыцаря. Беспощадный в своей сатире, в жизни он был очень душевным и
добрым человеком. Он не мог оставаться в стороне от чужой беды.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий