понедельник, 8 мая 2017 г.

Песни Великой Отечественной войны в фольклоре донских казаков



Нет ни одной войны в истории России, которая не оставила бы свой след в фольклоре казаков. Не стала исключением и Великая Отечественная война. Несколько лет назад мы могли в этом убедиться на мероприятии, посвящённом Дню защитников Отечества. В конкурсе «Командный голос» на «сцену» вышел мальчик в казачьей форме и спел песню «Мы сражались в родном Сталинграде». К счастью, этот фрагмент остался на видео, снятом на игре.


Прошло несколько лет и в Интернете обнаружилась статья О. В. Капля «Народные лирические песни Великой Отечественной войны в фольклоре донских казаков, с конспектом которой мы хотим вас познакомить накануне праздника Великой Победы (курсивом выделены цитаты из статьи, прямой текст – пересказ содержания статьи).

Капля, О. В. Народные лирические песни Великой Отечественной войны в фольклоре донских казаков / О. В. Капля // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. - № 9. Том 63. – С. 84-88.

С. 84: Летом 1941 г. донское казачество одним из первых откликнулось на призыв защитить Родину от германских агрессоров. Подтверждением этому служит письмо донских казаков Советскому правительству, опубликованное в газете «Красная звезда» 24 апреля 1936 г.: «Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины… Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину…». <…> Первые записи песен военных лет были сделаны благодаря листовке, выпущенной в 1942 г. Государственным литературным музеем «с призывом к бойцам и командирам Советской Армии собирать фольклор фронта». В 1944 г. листовка была опубликована в сборнике «Фронтовой фольклор». В мае 1945 г. на страницах фронтовой печати появилась инструкция Института этнографии Академии наук СССР при содействии Главного политического управления Вооруженных Сил СССР о необходимости собирания, фиксации и аналитического изучения музыкально-поэтического фольклора военного времени. С 1942 г. Всесоюзный дом творчества стал организовывать экспедиции в только что освобожденные от фашистской оккупации территории России – Московскую, Орловскую, Минскую, Полесскую области и на Кубань. Целенаправленные экспедиции в Сталинградскую область по сбору музыкально-поэтического материала военного времени были проведены в 1944-м, 1948-м и 1949 гг.

С 1988 г. преподаватели и студенты кафедры музыкального фольклора и этнографии ВИИ им. П.А. Серебрякова в фольклорно-этнографических экспедициях по Волгоградской области записали более восьмидесяти песен с вариантами военной тематики. Возраст респондентов колеблется от 16 до 89 лет. Более старое поколение слышало эти песни еще детьми во время войны, а родившиеся после войны учили их из уст фронтовиков, своих родителей, бабушек и дедушек…

В статье отмечается, что большое распространение получила практика использования народных дореволюционных песен и песен советского периода для переделок. При этом музыка оставалась прежней или претерпевала некоторые изменения, а слова сочинялись новые, описывающие конкретные события с датами, географическими названиями. Переписаны были народные песни «По горам Карпатским», «Служили два товарища», «Вот шли два героя с германского боя», «Казак с вечеру сбирался», «На взморье мы стояли, на германском бережку» и другие. Обрела новые слова баллада на стихи Д. В. Веневитинова «Отец мой был природный пахарь», превратившись в народную песню «Среди Манчжурии Китая». Из советских песен чаще всего «переделке» подвергалась «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера. В Волгоградской области во время фольклорных экспедиций было записано более 80 вариантов песни «На коне вороном» композитора В. Захарова.

С 85: Неоднократно в экспедиционных записях встречается песня «Ой, вспомним, братцы-сталинградцы». Истоки ее лежат в казачьей походной песне на стихи О.Н. Стёпина «Ой, вспомним, братцы, мы кубанцы». В нашем варианте песня приурочена к периоду Великой Отечественной войны:

Ой, вспомним, братцы-сталинградцы,
Двадцать перво' сентября,
Ой, да как дралися мы с фашистом
От рассвета допоздна.
«Ой, вспомним, братцы-сталинградцы»

Одной из ведущих тем в песенном фольклоре Великой Отечественной войны была тема защиты родного города. Такие города, как Ленинград, Одесса, Сталинград, Севастополь и др., в песнях становились поистине символами нашей Родины. В наступлении летом 1942 г. германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать эту важную артерию, по которой в центральные районы доставлялись продовольствие и медикаменты. Битва на Волге стала крупнейшим военно-политическим поражением германского фашизма. Сталинградская битва подняла авторитет СССР. Как воспоминание о героической защите Сталинграда народными певцами были созданы песни «Мы сражались в родном Сталинграде» и «Когда мы покидали свой родимый край».

Мы сражались в родном Сталинграде,
Ой, да с фашистской проклятой чумой.
Темной ночью в окопах лежали,
Ой, да под холодным осенним дождем.
Ой, часто семьи свои вспоминали,
Ой, да горьки слезы глотали тайком.
Ой, Сталинград родной мы отстояли,
Ой, да по знаменам фашистов прошли.
«Мы сражались в родном Сталинграде»

До сих пор казаки поют песню М. Табачникова на слова З. Кац и А. Талалаевского «Когда мы покидали свой родимый край». Создана она была в 1943 г. и явилась откликом на освобождение города Ростова от фашистских захватчиков.

Изрытая снарядами стонала степь,
Стоял над Сталинградом черный дым.
И долго, долго у грозной Волги
Мне снился Дон и ты над ним.
Сквозь бури и метели к нам пришел февраль,
Как праздник, завоеванный в бою.
И вот мы снова у стен Ростова
В отцовском дорогом краю.
«Когда мы покидали свой родимый край»

Отдельно рассматриваются песни, в которых находят отражение женские образы. Это и переделки популярной довоенной песни «Анюта» («Медсестра Анюта» - музыка Ю. Слонова, слова М. Французова), которая в Волгоградской области поётся, как песня «Дул холодный, порывистый ветер…». Песни посвящались не только медсёстрам, очень популярен был образ далёкой возлюбленной, который встречается в песнях «Прощался парень с девушкой», «Вспоминаю закат золотистый», «Поил коня конногвардеец», «Прямо к речке по тропинке». Интересно, что в казачьем фольклоре, в отличие от общей традиции, вместо «синенького скромного платочка» фигурирует «розовый платочек», подаренный любимому. Тема подарков была чрезвычайно распространена в песенном фольклоре военных лет.


С. 87: Многочисленные варианты военных песен советских поэтов и композиторов, возникшие в условиях фронтовой обстановки, составляют значительную часть репертуара донских казаков. Эти песни не успели пройти путь длительной шлифовки, которой подвергались произведения традиционного народного творчества, тем не менее ценность их заключается в той роли, которую они сыграли в укреплении стойкости и мужества в бойцах, повышении морального духа советского народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий