среда, 23 августа 2023 г.

Выжившие под бомбами. Зоя Семёновна Борисова «Две сестрёнки»


Мы много раз выкладывали воспоминания детей Сталинграда, в которых фигурировали их матери. Подвигу матерей Сталинграда нужно посвящать романы и поэмы. Но есть у трагедии мирного населения ещё одна печальная страница, которую мы раньше не затрагивали – братья и сёстры, которые становились для осиротевших детей Сталинграда, главными опекунами.

Сестре Зои Семёновны Борисовой Тасе на момент начала Сталинградской битвы было 17 лет. Совсем девочка – сама ещё ребёнок, она приняла на себя заботу о сестре. И не будь её одиннадцатилетняя Зоя не смогла бы выжить в том аду, в который превратился город.

Рефреном во многих воспоминаниях детей Сталинграда звучит «детство, которого не было»… Дети и внуки опалённых войной ребятишек военного Сталинграда могут рассказать, что их мамы и бабушки всю жизнь видят страшные сны про горящую Волгу, гудящие над головой самолёты и немцев, выгоняющих их из дома…

Борисова Зоя Семёновна

ДВЕ СЕСТРЁНКИ

Я, Борисова Зоя Семёновна родилась и проживала в городе Сталинграде по улице Совнаркомовской, дом 135, это где Красные Казармы, они до сих пор сохранились. Мама, Борисова Клавдия Ивановна умерла в 1942 году, в марте месяце на 41 году своей жизни. Насколько я помню, мама всё время болела. А вот папа с нами не жил, у него была вторая семья. Сестра Таисия Семёновна с 1925 года рождения работала на метизном заводе. Брат, Борис Семенович с 1923 года рождения работал на Баррикадах разметчиком и 13 августа ушёл на фронт.

23 августа во второй половине дня 1942 года налетели туча немецких самолётов и бомбили без перерыва. К вечеру весь город был в огне, вот тогда я поняла какая страшная война. Недалеко от нас на нефте-синдикате горела нефть. Всё небо было чёрное от дыма, я тогда подумала, что больше не будет светить солнце. По карточкам после этого уже ничего не давали. На железной дороге были разбиты вагоны с продовольствием, там была и пшеница. Мы ходили собирать горелое зерно, находили консервы ещё какие-то продукты. Этим мы и питались. Потом в наш дом попала бомба, и нас засыпало в окопе, когда наступило затишье, я с сестрой выбралась из окопа. На месте нашего дома – огромная яма. Стали пробираться к Хоперскому оврагу, там был родник. Мы вырыли себе нору, но пробыли там недолго. Нас обнаружили немцы и выгнали в эвакуацию. Было уже холодно и мы с котомками пробирались в Городище. Там была большая балка и собрались люди. Мы пеши шли. У меня болела нога, задело осколком. Сестра (с 1925 года) обмотала мне её тряпкой и обула галоши. Я, опираясь на палку, шла. Потом ехали в товарном вагоне. На остановках сестра ходила менять вещи на еду: золотые серёжки на лепёшки, приносила горячей картошки. С трудом добрались до станции Белая Калитва. Немцы здесь забирали в Германию. Очень боялась за сестру, но как говорится, Бог нас спас. Попали с ней в одну добрую семью, помогали всем, чем могли.

Когда наши освободили Сталинград, сестра уехала на расчистку города, тогда такой был приказ, а когда разрешили, возвратились, и я вернулась в Сталинград. Сестра работала день и ночь на заводе, а нас, детей, собирали и отправляли в детские дома. Я попала в Руднянский детский дом. В 1947 году была отправлена в РУ № 2, это было в Бекетовке, училась 4 года, закончила в 51 году. Мастер по легкому дамскому платью.

Ну вот и всё, пожалуй, закончилось моё детство, которого можно сказать и не было – одни страсти да тревоги.

Сколько приняли мук / авт.-сост. Д. Г. Вразова. – Волгоград, 2005. – 144 с. : ил.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий