В 1922 году (100 лет назад) Михаил Афанасьевич Булгаков приступил к написанию романа «Белая гвардия».
Толчком к
написанию «Белой гвардии» стала смерть матери писателя. Рукописи романа не
сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен,
первоначально «Белая гвардия» мыслилась как трилогия. В качестве возможных
названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали «Полночный крест» и «Белый
крест».
«Белая гвардия» —
первый роман Михаила Булгакова, описывающий события Гражданской войны
на Украине в конце 1918 года. Роман повествует о семье русских
интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской
войны. Роман во многом автобиографичен, почти у всех персонажей есть
прототипы — родственники, друзья и знакомые семьи Булгаковых. Декорациями
романа стали улицы Киева и дом, в котором жила семья Булгаковых
в 1918 году. Булгаковеды проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали
почти документальную точность и реальность описываемых автором событий и
персонажей.
В романе-реквиеме автор описывает процесс разрушения мира русской интеллигенции. Произведение задумывалось автором как масштабная трилогия, охватывающая период гражданской войны, однако автор написал только первую её часть.
М.А. Булгаков
дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его
работа над романом «Белая гвардия» (1925). Герой «Театрального романа» Максудов
рассказывает: «Он зародился ночью, когда
я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима,
Гражданская война... Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем
появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете». В
повести «Тайному другу» содержатся иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее
зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я
выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с
делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет.
Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы,
бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз...» С
таким настроением Булгаков приступил к созданию нового романа.
Роман
создавался в эпоху наибольшей материальной нужды. Писатель работал ночами в
нетопленой комнате, работал порывисто и увлеченно, страшно уставал: «Третья жизнь. И третья жизнь моя цвела у
письменного стола. Груда листов все пухла. Писал я и карандашом, и чернилами».
Впоследствии автор не раз возвращался к любимому роману, заново переживая
прошлое. В одной из записей, относящихся к 1923 году, Булгаков отметил: «А роман я допишу, и, смею уверить, это
будет такой роман, от которого небу станет жарко...» А в 1925 году он
писал: «Ужасно будет жаль, если я
заблуждаюсь и «Белая гвардия» не сильная вещь». 31 августа 1923 года
Булгаков сообщал Ю. Слезкину: «Роман я
кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю.
Кой-что поправляю». Это был черновой вариант текста, о котором говорится в «Театральном
романе»: «Роман надо долго править. Нужно
перечеркивать многие места, заменять сотни слов другими. Большая, но
необходимая работа!» Булгаков не был доволен своей работой, перечеркивал
десятки страниц, создавал новые редакции и варианты. Но в начале 1924 года уже
читал отрывки «Белой гвардии» у писателя С. Заяицкого и у своих новых друзей
Ляминых, считая книгу законченной.
Роман
создавался в сложное для страны время. Молодая Советская Россия, не имевшая
регулярной армии, оказалась втянутой в Гражданскую войну. Сбылись мечты
гетмана-изменника Мазепы, чье имя не случайно упомянуто в романе Булгакова. В
основе «Белой гвардии» лежат события, связанные с последствиями Брестского
договора.
Исторические
события, которые описываются в романе, относятся к концу 1918 года. В это время
на Украине происходит противостояние между социалистической Директорией,
стоящей на позициях государственной независимости Украины, и консервативной
прогерманской властью гетмана Скоропадского — Гетманатом.
Правительство Скоропадского всё время своего существования колебалось между
украинскими «самостийниками» и русскими «белыми», не снискав в конечном итоге
решительной поддержки ни у одной из этих сторон. Ввиду поражения Германии
и её союзников, Скоропадский объявил о полной перемене внешнеполитического
курса, отказавшись от государственной самостоятельности — «Украине… первой надлежит выступить в деле
создания Российской федерации, конечной целью которой явится восстановление
Великой России». В ответ на это Директория объявила Скоропадского
«изменником» и подняла восстание. Одновременно на Украинскую державу начали
наступление части Красной армии. Герои романа оказываются втянутыми в эти
события и, встав на сторону гетманата, защищают Киев от войск Директории.
Гетман
сочувственно относился к антибольшевистскому сопротивлению, поэтому с лета 1918
года Киев стал всероссийским центром антибольшевизма. На Украине, в частности в
Киеве, легально действовали «Центры» Добровольческой армии, занимавшиеся
набором офицеров, здесь же шёл набор в другие антибольшевистские вооружённые
силы (Астраханская, Северная, Южная, Русская народная армии),
также декларировавшие восстановление «Единой и Неделимой».
Поскольку
немногочисленные украинские части, которые немцы позволили сформировать гетману
к моменту петлюровского восстания, либо поддержали Директорию, либо были
ненадежны, гетману пришлось искать опоры в слоях населения русской ориентации,
прежде всего в интеллигенции, учащейся молодёжи и офицерстве, которые и
составили почти единственный контингент защитников Киева. Стали формироваться
добровольческие офицерские дружины (генералов князя Святополк-Мирского и
Кирпичёва, и др.), которые выступали под трехцветным российским знаменем и
получили у киевлян прозвище «белогвардейцев». В целом население Киева осталось
равнодушным к этой борьбе. При этом подавляющее большинство либеральной и
правой общественности склонялось к поддержке Добровольческой армии, а не
Гетманата. Последний, с его продолжающейся риторикой в стиле преодоления
последствий «ига злокозненной России», угнетавшего Украину «несколько веков»,
так и не смог обрести безоговорочной поддержки сторонников воссоздания единой
России даже во время приближения к Киеву войск Петлюры. Власть гетмана никто не
желал защищать. Распространённым мнением среди защитников Киева было: «Мы подчиняемся Деникину, а за гетмана
умирать не желаем». При этом, однако, русские правые круги поддерживали
гетмана в борьбе с Петлюрой, в котором видели соединение двух наиболее
ненавистных им зол: большевизма и сепаратизма.
В первых
столкновениях с отрядами Петлюры немногочисленные офицерские дружины понесли
поражение и заняли оборону в непосредственной близости от Киева. Вмешательство
немцев, потребовавших заключения перемирия, оттянуло падение гетмана на
несколько недель. Конец Украинской державы наступил после того, как немцы
подписали с Петлюрой договор о «нейтралитете» — 14 декабря Киев пал.
Защитникам
Киева была уготована трагическая судьба. При обороне, а особенно уже после
занятия Киева войсками Директории, погибли сотни защитников города. Трупы
многих из них были изуродованы или имели следы пыток. После того, как войска
Директории оставили Киев, а большевики ещё не вошли в город, было найдено около
400 полуразложившихся трупов, преимущественно из военных. Основную массу
пленных защитников города, числом до двух тысяч, победители собрали в
Педагогическом музее, где и содержали несколько недель, выпуская в
индивидуальном порядке на поруки. Тех же, за кого никто не хлопотал (около 450
человек), при содействии германского командования, под давлением представителя
Добровольческой армии и представителей Антанты, выпустили в Германию, откуда
многие из них последовали в различные белые армии.
Философ Сергей Булгаков, двоюродный дядя писателя, в книге «На пиру богов» описал гибель родины следующим образом: «Была могучая держава, нужная друзьям, страшная недругам, а теперь – это гниющая падаль, от которой отваливается кусок за куском на радость слетевшемуся воронью. На месте шестой части света оказалась зловонная, зияющая дыра...» Михаил Афанасьевич был во многом согласен с дядей. И не случайно, эта страшная картина отражена в статье М.А. Булгакова «Горячие перспективы» (1919). Об этом же говорит Студзинский в пьесе «Дни Турбиных»: «Была у нас Россия – великая держава...» Так для Булгакова, оптимиста и талантливого сатирика, отчаяние и скорбь стали отправными точками в создании книги надежды. Именно такое определение как нельзя более точно отражает содержание романа «Белая гвардия». В книге «На пиру богов» писателю более близкой и интересной показалась другая мысль: «От того, как самоопределится интеллигенция, зависит во многом, чем станет Россия». Ответ на этот вопрос мучительно ищут герои Булгакова.
Часть романа «Белая гвардия» была впервые опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был впервые опубликован во Франции в 1927—1929 годах. Критикой роман был воспринят неоднозначно: советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская сторона — лояльность Булгакова советской власти.
Роман выдержал многочисленные переиздания и до сих пор является одним из популярных романов первой половины ХХ века. Произведение Булгакова послужило источником для пьесы «Дни
Турбиных» и последующих нескольких экранизаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий