среда, 30 декабря 2020 г.

Моё ПроЧтение: Михаил Шолохов «Судьба человека»

 Уходящий 2020-й год был годом 115-летия со дня рождения Михаила Александровича Шолохова, чьё имя носит наша библиотека. В течение всего года мы старались знакомить читателей блога с интересными фактами биографии великого писателя, провели его виртуальный юбилей. И в завершении года хотим предложить вашему вниманию эссе по рассказу «Судьба человека», которое было написано для проекта ВМУК «ЦСГБ» «Моё ПроЧтение».

Марина Урусова

МИХАИЛ ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

 

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» вышел в свет в декабре 1956 - январе 1957 года в газете «Правда». На автора сразу посыпались тонны писем, в которых люди делились историями своей жизни, тем или иным образом напоминающими судьбу главного героя рассказа Андрея Соколова. В годы войны миллионы людей прошли через плен, потеряли близких, но что страшнее всего, некоторые из них потеряли сам смысл жизни. «Судьба человека» помогла найти его, поверить в возрождение искалеченной души.

Проходят годы мирной жизни, а рассказ остаётся актуальным до сих пор. Критики спорят, расходясь в оценке этого произведения. Одни отмечают глубину его психологизма, который поднимает рассказ до уровня эпопеи, другие уверяют, что это весьма слабое произведение. Но люди читают и перечитывают «Судьбу человека», по-прежнему сопереживая Андрею Соколову.

В чём загадка этого рассказа? Что заставляет современных людей (не нюхавших пороха, не терявших всю семью) проводить параллели между собой и главным героем? Не берусь говорить за всех, опишу лишь свои впечатления и размышления по итогам повторного чтения рассказа.

От первого чтения и давнего просмотра фильма в памяти осталось лишь несколько эпизодов, вызвавших самые сильные эмоции, – гордость за героя во время его «поединка» с начальником лагеря («Я и после второго стакана закусывать не привык»), горькую радость при встрече Соколова с нашими после побега из плена («Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец?») и доводящая до рыданий сцена в кабинке машины («Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!»). Остальное не стёрлось, нет. Просто припорошилось пеплом и поблекло. При повторном чтении этот пепел сдуло свежим ветром, и остальные эпизоды были восприняты по-новому, добавив красок в восприятие рассказа. Получился калейдоскоп размышлений над отдельными строками и эпизодами.

История Андрея Соколова на духовном плане напоминает историю Иисуса Христа. Смерть и возрождение к жизни. За что или зачем проводит Бог его таким путём? Что хочет от него или за что наказывает? Про наказание упомянула неспроста – есть на герое один грех. «Первый раз в жизни убил, и то своего. Хотя, какой он свой?» - размышляет Соколов, задушив дюжего детину, собиравшегося сдать немцам политрука. Он не думает, где совершил это убийство, нарушив шестую заповедь Христа. А, между тем, осквернение церкви – это ещё более тяжкое преступление, чем просто убийство. Не в наказание ли ему были посланы такие суровые испытания? Не отнял ли Господь за одного «иуду» жизни четверых его домочадцев, наказывая героя? Сложно сказать. Но, даже, если и так, Бог милостив и даёт каждому прощение, когда видит, что человек искренне раскаялся. Вот только не гложет Соколова вина за своё единственное убийство! И это полное забвение о совершённом «грехе», отсутствие обязательного в таких случаях «покаяния» разбивает «христианскую линию». Ощущение, что, начав писать историю «советского Христа» Шолохов решил «подстраховаться» и сознательно «не довёл линию» до конца. Известно, что он говорил о себе, как об атеисте, но внимательное чтение его произведений этого не подтверждает. Михаил Александрович ни разу не вывел отрицательный образ священнослужителя, не написал ни слова про вред религии и про необходимость разрушения церквей. Ни разу!


Судя по тому, что читала об отношениях Шолохова и Твардовского, они не были приятельскими. Но при чтении «Судьбы человека» я не могла не слышать неторопливый «говор» Твардовского. Поведение Соколова во время вызова к коменданту лагеря морально и эмоционально перекликается со строками из главы «Кто стрелял?» поэмы Твардовского «Василий Тёркин»: «Нет, товарищ, зло и гордо, как закон велит бойцу, смерть встречай лицом к лицу. И хотя бы плюнь ей в морду, если всё пришло к концу!» А размышления Андрея Соколова по поводу гибели семьи - главу «Про солдата-сироту».

 

Герой сетует, что место ему для дома отвели плохое – рядом с авиазаводом, потому и погибли, мол, Ирина с дочками. Хочется сказать ему в этот момент: «Мил человек, да в Воронеже после освобождения города 80 % жилого фонда было разрушено! Слишком мало было шансов уцелеть и у других воронежцев! Не кори ни себя, ни того, кто это место под дом отвёл. Виновата одна война».

 

Взрыв, после которого герой приходит в себя и обнаруживает, что находится в тылу врага. Чудом уцелел. Снаряды в машине могли взорваться и остались бы от героя лишь куски, разбросанные взрывом на приличное расстояние. Опыт поисковой работы включается и говорит: «Вот так и появлялось в списках неимоверное количество пропавших без вести». Нет тела – нет «похоронки», есть извещение «пропал без вести». И остаётся вечное сомнение – может, жив, может, в плену? Проверки НКВД одна за другой – не подавал ли весточки, не дезертировал ли? Голод для жены и детей, потому что за пропавших без вести никакой пенсии и помощи от государства не положено. Вот немцы замечают Соколова, останавливаются. Один то и дело рвёт на груди автомат, собираясь застрелить Андрея. Мог убить, забрать документы и выбросить по дороге за ненадобностью. И остался бы лежать «неопознанный» труп… Ни в каких «Саксонских мемориалах» не значилась бы фамилия Соколов.

 

«…Уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь»? – спрашивает себя герой, узнав о гибели семьи, поняв, что в одночасье вся его жизнь разлетелась в дребезги. Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый человек не только в горе, но и в моменты неудач, болезни. В трудные времена мы ищем смысл жизни, перебираем её события и находим эпизоды за которые либо стыдно, либо горько. Постороннему человеку они могут показаться мелкими, недостойными внимания, но мы судим о них категориями высшего суда – нашей совести. И ничтожный «сомнительный» поступок в это время перевешивает на весах десятки хороших дел, побед и достижений. Мы корим себя за то, что кому-то резко ответили, кого-то вовремя не поддержали. Потом «чёрная полоса» заканчивается, жизнь течёт своим чередом, мы возвращаемся к обыденным делам, сделав себе «зарубку» на память – исправить тот или иной недостаток, попросить прощения у обиженных, доделать недоделанное…

 

Жаль, что нет статистики, показывающей сколько сирот «нашло» своих родителей благодаря этому рассказу Шолохова и фильму С. Бондарчука. Сколько же людей рыдало вместе с хозяйкой Андрея Соколова, когда Ванюшка спрашивал, глядя прямо в душу зрителя: «Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете»? Перед глазами тысячи примеров, когда люди не только в военное, но и в мирное время теряют детей – в автомобильных и авиакатастрофах, от болезней, от несчастных случаев. И, сравнительно молодые мужчины и женщины, с потерей ребёнка теряют смысл жизни. Скольким из них кто-то из родственников или друзей напомнил о «Судьбе человека», сколько человек из их числа пришли к выводу усыновить или удочерить сироту, перечитывая рассказ или посмотрев фильм Бондарчука? Не существует такой статистики, хотя нет сомнений, что своим рассказом Михаил Александрович сделал доброе дело – породнил большие и маленькие одинокие души, заставив их снова увидеть красоту мира и поверить в счастливое будущее.

 

Ах, сколько размышлений возникает над каждой строчкой рассказа, когда читаешь его повторно! Сколько возникает вопросов! О мерзости и порочности фашизма, о силе духа русского человека и доблести русского солдата, о великом народном подвиге и многом, многом другом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий