
Судьба
была не всегда милостива к этой женщине. Отец – Юрий Дмитриевич Пиленко – по
образованию был юристом, но выйдя в отставку перебрался с семьёй из Риги в
Ялту, где руководил Императорским Никитским ботаническим садом и училищем
садоводства и виноделия. В Ялте Лиза закончила 4 класс гимназии. В 14 лет
мирное течение её жизни прекратилось – умер отец.
Мать
с двумя детьми (у Елизаветы был брат) перебралась в Петербург, где будущая
поэтесса сначала закончила гимназию с серебряной медалью, а потом поступила на
Бесстужевские курсы. В 1908 году она познакомилась с Александром Блоком, с
которым её связывала долгая переписка. Дальше – первое замужество, заброшенные
незадолго до окончания Бесстужевские курсы, выпуск первого сборника стихов «Скифские
черепки», положительно встреченного критикой, и поездка в Ялту, где у неё
завязываются знакомства с писателями и поэтами – Алексеем Толстым,
Максимилианом Волошиным и другими. В 1913 году она оставила мужа (официально
развелись лишь в 1916 г.) и переехала в Анапу.
1914-1915
год связан с литературным творчеством. Рукопись сборника стихов «Дорога»,
отправленная на ознакомлению Блоку, вернулась с его замечаниями на полях.
Елизавета пишет повесть «Юрали», стилизованную под Евангелие, а в 1915 году
выходит сборник стихов «Руфь», куда вошли многие стихотворения из
неопубликованной «Дороги». Это период глубоких философских размышлений,
обращения к Богу.
Февральскую
революцию Елизавета Кузьмина-Караваева встретила с воодушевлением, в марте
вступила в партию эсеров, а в 1918 году даже была избрана городским головой
Анапы. Когда период двоевластия закончился, Елизавета заняла пост комиссара по
здравоохранению и образованию, стремясь спасти население от грабежей. Эта
должность едва не стоила ей жизни, - когда осенью 1918 года она вернулась из
Москвы (где вела антибольшевистскую работу) в Анапу, она была арестована деникинской
контрразведкой. Весной 1919 года суд оправдал Кузьмину-Караваеву, которая в результате
получила всего две недели ареста. Летом 1919 года Елизавета вышла замуж второй
раз – за кубанского казачьего деятеля Д. Е. Скобцова. Весной 1920 года после
разгрома Белого движения Елизавета Скобцова вместе с матерью и дочерью Гаяной уехала
в Грузию, где у неё родился сын Юрий, далее был переезд в Константинополь, а
затем – в Сербию (здесь родилась ещё одна дочь - Анастасия) и в Париж.
В
1924-1925 годах Елизавета Скобцова опубликовала в эмигрантских журналах повести
«Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», описывавшие трагедию Гражданской
войны, автобиографические очерки «Как я была городским головой» и «Друг моего
детства», а также мемуарно-философское эссе «Последние римляне».
После
смерти в 1926 году младшей дочери Анастасии, Скобцова обращается к Богу. С 1927
года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения
(РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая
русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала
заметки о тяжёлой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский
православный богословский институт в Париже.
16
марта 1932 года Елизавета Скобцова приняла постриг и получила имя Мария в честь
Марии Египетской.

Всё
это время Елизавета Скобцова (Мать Мария) продолжает писать. Её поэзия этого
периода пронизана религиозными мотивами. Это непрекращающийся разговор с Богом.
Нет, Господь, я
дорогу не мерю, -
Что положено, то и
пройду.
Вот услышу опять
про потерю,
Вот увижу борьбу и
вражду.
Я с открытыми миру
глазами,
Я с открытою ветру
душой;
Знаю, слышу — Ты
здесь, между нами,
Мерой меришь весь
путь наш большой.
Что же? Меряй. Мой
подвиг убогий
И такой
неискупленный грех,
Может, исчислением
строгий, -
И найдёшь
непростительней всех.
И смотреть я не
буду на чашу,
Где грехи мои в
бездну летят,
И ничем пред Тобой
не украшу
Мой разорванный,
нищий наряд.
Но скажу я, какою
тоскою
Ты всю землю свою
напоил,
Как закрыты дороги
к покою,
Сколько в прошлом
путей и могил.
Как в закатную
серую пору
Раздаётся
нездешний набат
И видны
истомлённому взору
Вихри крыльев и
отблески лат.
И тогда, нагибаясь
средь праха,
Прячась в пыльном,
земном бурьяне,
Я не знаю сомненья
и страха,
Неповинна в
свершенной вине.
Что ж? Суди! Я
тоскою закатной
Этим плеском
немеркнувших крыл
Оправдаюсь в пути
безвозвратном,
В том, что день
мой не подвигом был.
В
дни начала Второй мировой войны перед многими жителями Франции встал вопрос –
оставаться ли в оккупированной стране или уезжать. Мать Мария решила остаться с
теми, кого когда-то приютила. Когда немцы взяли Париж, дом на Рю де Лурмель,
где располагался приют, стал местом официальной раздачи пищи. Многие русские
эмигранты были арестованы. И русская монахиня разработала программу помощи
заключенным. Она прекрасно представляла себе опасность нацизма, считая его той
грязью, которая марает всё вокруг. В приют стали приходить евреи с просьбами выдать
им свидетельства о крещении (которые служили охранными грамотами при проверке
немецкими властями). Отец Дмитрий (ближайший помощник и духовный друг матери
Марии) выдавал такие свидетельства, считая, что сам Иисус на его месте поступил
бы также. В марте 1942 года пришёл приказ по которому все евреи должны были
носить на одежде опознавательный знак – жёлтую звезду. Тем христианам, которые
считали, что это не их проблема, мать Мария говорила, что если бы все искренне
верили, то считали бы, что жёлтую звезду должны носить все – не только иудеи.
Дом
на Рю де Лурмель становится центром спасения евреев. Часть из них находит здесь
прибежище, а потом отправляется на юг Франции – туда, где безопаснее. Известно,
что мать Мария выводила из концентрационных лагерей еврейских детей.
В
феврале 1943 года Мария, её сын Юрий и отец Дмитрий были арестованы и отправлены в
концентрационный лагерь в Компьене. Священник умер на грязном полу в бараке
Бухенвальда и был кремирован. Сын Марии Юрий «отправлен на лечение» (так
обозначали смертный приговор). Сама монахиня прожила два года в
концентрационном лагере Равенсбрюк в Германии, где была духовной поддержкой для
заключённых.
Елизавета
Скобцова не дожила до освобождения. В марте 1945 года, когда уже были слышны
разрывы советских снарядов, её земной путь оборвался. Достоверно неизвестно как
это произошло – была ли она отобрана для казни или сама вызвалась пройти её за
кого-то. Вся её жизнь была служением другим людям, поэтому высказываются
предположения, что она заменила кого-то в его последнем пути, так, как писала
когда-то в своём стихотворении:
Пусть отдам мою
душу я каждому,
Тот, кто голоден,
пусть будет есть,
Наг - одет, и
напьётся пусть жаждущий,
Пусть услышит
неслышащий весть.
От небесного грома
до шёпота,
Учит всё - до
копейки отдай.
Грузом тяжким
священного опыта
Переполнен мой дух
через край.
И забыла я, - есть
ли средь множества
То, что всем
именуется - я.
Только крылья,
любовь и убожество,
И биение всебытия.
Память
об этой женщине бережно хранят во Франции. В мае 2004 года при соборе Святого
Александра Невского в Париже прошла её канонизация. Среди присутствующих на
мероприятии был кардинал Жан-Мари Люстиже, архиепископ Парижа и еврей по
рождению. День памяти новой святой отмечают 20 июля.
Помнят
о Елизавете Кузьминой-Караваевой (Скобцовой) и в России. В 1982 году на
киностудии «Мосфильм» вышел художественный фильм «Мать Мария», главную роль в
котором сыграла Людмила Касаткина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий