вторник, 19 января 2016 г.

Литературная жизнь в анекдотах и потешных преданиях



«Мал золотник, да дорог», - думаешь, глядя на книгу-миниатюру, которую мы представляем вашему вниманию.
Раньше мы знакомили читателей блога с книгой, посвящённой юмору дирижёров и оркестрантов, пришла пора познакомить с изданием, посвященным шуткам литераторов.

Русская литературная жизнь в анекдотах и потешных преданиях XVIII-XIX веков  / сост. В. В. Прозоров, И. А. Книгин. - Саратов : ИИЦ ГКПО «Заволжье», 1993. - 389с. : ил.
 
Собранные в издании анекдоты и потешные предания составлялись на основе шуток самих писателей и воспоминаний о них. В предисловии, написанном составителем В. В. Прозоровым, описаны причины, по которым известные и малоизвестные ныне писатели, поэты, критики и издатели прибегали к юмору. Из этого предисловия возникает некий образ «изнанки» литературного труда, приоткрытого закулисья, за которое предлагают заглянуть читателю. Называя основание большого количества курьёзных моментов в жизни литераторов, Прозоров говорит: «Смеясь, писатель пробует рассчитаться с претенциозностью и пошлостью бесцеремонной молвы, невольно или вполне осознанно вторгающейся в его жизнь и посмертную судьбу», «Известно, как часто сами литераторы были мастерами по части весёлых историй, талантливых былей и небылиц, потешных преданий и остроумных анекдотов о себе и о своих собратьях по перу. Стихия комического, стихия розыгрышей и пересмешников, забав и шуток неразлучных с волшебством художественного воображения».
Перелистывая страницы издания по-новому видишь известных писателей и поэтов – Александра Сергеевича Пушкина (который был известным шутником и острословом), Ивана Андреевича Крылова (ему посвящено несколько забавных эпизодов и трогательная история о последней басне, которую он сочинил, но не успел записать в день смерти), Ивана Сергеевича Тургенева (который, как явствует из воспоминаний современников, однажды мог бы продемонстрировать гостям кулинарный талант, но был остановлен дворней), Николая Алексеевича Некрасова (человека щедро раздающего деньги своим служащим, умеющего шутить даже с псом, которому он пообещал положить на его имя в банк капитал), Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (замечательного начальника, который помог человеку неспособному писать документы, поменять сферу деятельности) и многих-многих других.
Чтобы не быть голословными, предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми курьёзными историями, вошедшими в книгу, чтобы составить представление о её содержании:

Стихотворец Василий Иванович Майков, представленный Екатерине II, заикнувшись, начал повторять всегдашнее свое изречение «как сказать». Князь Орлов остановил его: «Скажи как-нибудь, государыне всё равно».

Александр Петрович Сумароков, имея тяжебное дело с генерал-майором Чертовым, в письмах к нему подписывался: «Александр Сумароков слуга Божий, а чертовым быть не может».

Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? – Оттого, что он пишет о себе. Отчго Шаликова читаешь с досадой? – Оттого, что он пишет о себе.

Н. Все же нельзя не удивляться изумительной деятельности его: посмотрите, сколько книг он издал в свет!
N. N. Нет, не издал в свет, а разве пустил по миру.

На одном обеде цензору В. Н. Семенову пришлось сидеть между Гречем и Булгариным. Пушкин, увидев это, громко сказал Семенову, с которым был однокашником по лицею:
- Ты, Семенов, сегодня точно Христос на Голгофе.

В воспоминаниях малоизвестного литератора прошлого века рассказывается, как И. С. Тургенев обедал однажды в чопорном Английском клубе. Официант, подавая на стол, беспрерывно сыпал чужеземными названиями блюд и специй. Тургенев мрачно слушал и вдруг начал выкрикивать: «Каша! Телега! Кобыла! Каша! Каша!» На недоуменные взгляды ответил: «Не могу! Должен хоть немного разрядить атмосферу простыми русскими словами».

Глеб Иванович Успенский рассказывал мне следующий анекдот. Сойдутся, бывало, Салтыков и Садовский, посидят рядом и помолчат час, другой – и разойдутся. Потом Салтыков и говорит: «Преинтереснейший это человек, Пров Михайлыч!»

Он (Апухтин) вообще любил подшучивать над своей (тучной) фигурой, рассказывая, например, про маленькую девочку, которая, войдя в гостиную матери, где он сидел, спросила, указывая на него пальчиком: «Мама, это человек ли нарочно?»

- Вам, Антон Павлович, нравится N. N.?
- Да… очень. Приятный человек, - покашливая соглашается Антон Павлович. – Всё знает. Читает много. У меня три книги зачитал. Рассеянный он, сегодня скажет вам, что вы чудесный человек, а завтра кому-нибудь сообщит, что вы  у мужа вашей любовницы шелковые носки украли, черные, с синими полосками…

Эту и другие книги о литераторах спрашивайте в нашей библиотеке!
Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий