За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
15 января 1891 года родился Осип Эмильевич
Мандельштам – поэт трагической судьбы, человек, рискнувший бросить вызов
«системе», и дорого заплативший за это.
Мандельштам – сын купца первой гильдии и
музыкантши, получил хорошее образование – Тенишевское коммерческое училище,
лекции словесности в Сорбонне, два семестра в Гейдельбергском университете,
историко-филологический факультет Петерсбургского университета. Родившись в
Варшаве, в молодости он поездил по миру – был во Франции, Италии, Германии,
Швейцарии. Писать начал в 1907 году, будучи студентом Петербургского
университета. В 1910 году публикуется первая подборка его стихов в сборнике
«Камень». Первые критики отмечают «тяжелый стиль» стихов Мандельштама, называя
поэта учеником каменщиков Нотр-Дама. Уже в ранней поэзии Мандельштама звучит
тема истории, которую он приближает к читателю, словно смешивая древние и
современные культурные пласты. Его творчество получает ряд положительных
отзывов от Н. Гумилёва, А. Ахматовой, М. Цветаевой и многих других поэтов
Серебряного века.
В 20-е годы поэт обращается к мемуарно-автобиографической
прозе, пишет очерки, переводит, выпускает сборник статей «О поэзии». По
воспоминаниям современников Мандельштам вызывает впечатление ребёнка – наивный,
слегка заносчивый (считает, что его должны понимать с полуслова, а с тем, кто
не понимает, попросту не разговаривает), становящийся предельно серьёзным,
когда читает стихи. Поэзия была для Мандельштама чем-то священным. Несмотря на
это, за рассеянным поэтом следовала его Муза, чтобы записать каждую строчку.
Такой музой была жена поэта – Надежда Мандельштам. Благодаря её стараниям, до
нас дошли стихи 1930-х годов – самого сложного периода в жизни Мандельштама.
Власти расправлялись с инакомыслящими, и литераторы среди такой категории людей
занимали далеко не последнее место. А Осип Эмильевич, словно специально
провоцировал властьпредержащих.
Как отмечают составители биографической энциклопедии «Русские
писатели 20 века», «Невозможно
представить себе судьбу страшней мандельштамовской – с постоянными гонениями,
арестами, бесприютностью и нищетой, с вплотную подступившем безумием…» В
1934 году Осип Мандельштам пишет знаменитую эпиграмму «Мы живём под собою не
чуя страны…» Жить ему остаётся после этого всего пять лет. Пять лет высылки в
Воронеж, ареста и скитаний по лагерям, где приходилось невыносимо тяжело.
Свидетели рассказывали, что голодный Мандельштам набрасывался на других
заключённых, пытаясь отобрать у них пайку хлеба. Умер он в лагерной бане, его
труп был выброшен на свалку, и только потом прах поэта получил упокоение в
общей братской могиле.
Жизнь и творчество Осипа Мандельштама, словно
подтвердили мнение о том, что поэт ярче всего расцветает в годы гонения. По
воспоминаниям Анны Ахматовой дар Мандельштама ярко разгорелся во время его «заключения»
в Воронеже, а Владимир Набоков, говоря об этом поэте, сказал, что дар его стал
светоносным именно во мраке – в аду.
Литература:
Александров,
А. Цветаева и Мандельштам : шкатулка с секретом / А. Александров // Караван
историй. - 2013. - № 10. - С.
254-263 : фот.
Видгорф, Л.
О стихотворении О. Мандельштама «Довольно кукситься! Бумаги в стол
засунем!.» / Л. Видгорф // Вопросы литературы. - 2007. - № 3. - С. 222-238.
Видгоф, Л. Осип
Мандельштам : несуществующий кремлевский собор, безголосый Иван Великий,
кареглазая Москва и воображаемый прилет из Воронежа / Л. Видгоф // Вопросы
литературы. - 2008. - № 2. - С.
337-349.
Видгоф, Л. Создание
Мандельштамовской энциклопедии : первые плоды / Л. Видгоф // Вопросы
литературы. - 2008. - № 6. - С.
256-264.
Городецкий,
Л. «Двурушник я, с двойной душой». «Грифельная ода» как манифест «ухода»
Осипа Мандельштама от русской языковой картины мира / Л. Городецкий // Вопросы
литературы. - 2009. - № 5. - С.
152-166.
Жолковский,
А. К. Сохрани мою речь, - и я приму тебя, как упряжь : Мандельштам и
Пастернак в 1931 году / А. К. Жолковский // Звезда. -
2012. - № 4. - С. 226-235.
Карпович,
М. Мое знакомство с Мандельштамом /
М. Карпович // Воспоминания о Серебряном веке / сост., авт. предисл. и коммент.
В. Крейд. – Москва : Республика, 1993. – С. 264-267.
Клех, И. Рукописи
не горят : булгаков и Мандельштам / И. Клех // Классное руководство и
воспитание школьников. -
2011. - № 1. - С. 14-17.
Кружков, Г.
Синхронизмы в поэзии / Г. Кружков // Звезда. - 2011. - № 5. - С. 196-205.
Лекманов, О.
«Я говорю с эпохою...» : газетный фон стихов Осипа Мандельштама 1935 года / О.
Лекманов // Вопросы литературы. - 2008. - № 5. - С. 201-222.
Лурье, А. Осип
Мандельштам / А. Лурье // Воспоминания
о Серебряном веке / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. – Москва :
Республика, 1993. – С. 272.
Лушникова,
М. Н. Лирика Осипа Мандельштама : материалы к уроку : 9 класс / М. Н.
Лушникова // Литература в школе. - 2014. - № 4. - С. 28-31 : цв.ил.
Мандельштам, О. Осип Мандельштам. О
природе слова : вступительная статья и примечания А.Г.Меца / О. Мандельштам //
Русская литература. - 2006. - № 4. - С. 138-151.
Мандельштам
Осип Эмильевич // Русские писатели
20 века : биографический словарь. – Москва : Большая Российская энциклопедия :
Рандеву-АМ, 2000. – С. 449-451.
Мец, А. [Рецензия]
: рецензия / А. Мец // Вопросы литературы. - 2007. - № 3. - С. 362-365.
Рец. на кн. : Дутли Ральф. «Век мой,
зверь мой». Осип Мандельштам. Биография / Ральф Дутли. - Пер с нем. К.
Аазадовского. СПб.: Академический проект, 2005. 432 с.
Мочульский,
К. О. Э. Мандельштам / К. О.
Мочульский // Воспоминания о Серебряном веке / сост., авт. предисл. и
коммент. В. Крейд. – Москва : Республика, 1993. – С. 268-271.
Панова, Л. «Уворованная»
Соломинка. К литературным прототипам любовной лирики Осипа Мандельштама / Л.
Панова // Вопросы литературы. - 2009. - №
5. - С. 111-151.
Степанова,
Г. И. Щегол - птица певчая : о стихотворении О. Мандельштама «Мой щегол, я
голову закину...» / Г. И. Степанова // Литература в школе. - 2011. - № 2. - С. 21-23
: цв.ил.
Фокин, П. Мандельштам Осип Эмильевич /
П. Фокин, С. Князева // Фокин, П. Серебряный век. Портретная галерея культурных
героев рубежа XIX-XX веков
: в 3 т. Т. 2 / П. Фокин, С. Князева – Санкт-Петербург : Амфора : ТИД Амфора,
2007. – С. 242-245.
Фрезинский,
Б. Эренбург и Мандельштам : (сюжет с долгим последствием: канва
литературных и личных отношений и встреч; жёны, борьба за воскрешение поэзии
Мандельштама в СССР) / Б. Фрезинский // Вопросы литературы. - 2005. – № 2. - С. 275-318.
Хлыстова, А.
В. Поэтическое наследие О. Э. Мандельштама - исповедь о жизни души / А. В.
Хлыстова // Литература в школе. - 2014. - № 4. - С. 13-18 : рис.
Черткова,
Э. Р. «Если зло поощрять, то оно на земле торжествует» : поэтический классный
час / Э. Черткова // Литература. - 2007. - № 20. -
С. 19-21.
Комментариев нет:
Отправить комментарий