вторник, 15 декабря 2015 г.

"Он был настоящим. Во всём"



13 декабря исполнилось бы 85 лет (по другим свидетельствам – 87 лет) любимому актёру старшего поколения россиян - Николаю Николаевичу Рыбникову.
Мы не могли не напомнить об этом событии, поскольку детство, отрочество и юность известного актёра прошли в Сталинграде. Сюда переехала семья Рыбниковых из Борисоглебска.
Начиная готовить материал о Николае Рыбникове, мы не предполагали, что этот жизненный период окажется таким запутанным. Достоверно известно только, что семья переехала в Сталинград, но когда? Одни указывают 1941 год и пишут, что в наш город ещё до войны перевели работать отца актёра. Отсюда Рыбников-старший отправился на фронт и не вернулся. По другим источникам Рыбниковы переехали в Сталинград, спасаясь от войны, когда отец уже был на фронте. Не стыкуются и сведения о периоде Сталинградской битвы. Кто-то пишет, что Николай с матерью и младшим братом успели эвакуироваться до начала боёв в городе, кто-то приводит воспоминания самого Рыбникова о том, как он переправлялся на другой берег Волги, держась за борт лодки, когда город уже горел. Во время войны, помогая матери, Николай брался за любую работу. Приходилось и стирать. По воспоминаниям актёра иногда дело доходило до того, что с рук слезала кожа – стирать приходилось каустиком, потому что мыла не было.
Как бы то ни было, но Николай Рыбников действительно жил в Сталинграде, учился в школе № 5, в железнодорожной школе, и даже закончил первый курс Сталинградского медицинского института, параллельно подрабатывая рабочим сцены и актёром вспомогательного состава Сталинградского драмтеатра. В книге Лианы Полухиной «Любовь и судьба» (Роман-газета. – 2011. - № 11) вскользь упоминается, что в те годы он был чемпионом среди юношей по шахматам (страсть к шахматам актёр сохранял всю свою жизнь).
Покинул наш город Рыбников в 1948 году, отправившись в Москву – обучаться актёрскому мастерству.
Желающих подробнее познакомиться с биографией актёра отправляем к уже названной выше книге Лианы Полухиной, в которую вошли сразу две жизненные истории – Николая Рыбникова и его жены – Аллы Ларионовой. 

Говоря о жизни двух актёров нельзя обойтись без рассказа о съёмках фильмов, без отрывков из воспоминаний соратников по кинематографическому цеху (артистов, режиссёров, кинооператоров). В книге приводятся краткие характеристики большей части ролей Николая Рыбникова. Своей лучшей ролью Николай Рыбников считал роль Саши Савченко из «Весны на Заречной улице». Воспоминания о ней проходят пунктиром по всей книге Лианы Полухиной, которая отмечает сходство биографий актёра и героя. Но главное внимание при рассказе об этом фильме уделяется сцене признания в любви, которую Рыбников сыграл превосходно. Каждый, чьи воспоминания приводятся в книге, обязательно высказывает восхищение его способностью без слов передать чувства.
В название нашего сообщения вошла характеристика Николая Рыбникова, данная ему режиссёром Эммой Дукельской, которая познакомилась с актёром на съёмках фильма «Высота». Рыбников, к тому моменту молодой, но уже отмеченный вниманием кинематографистов актёр (только что закончились съёмки «Весны на Заречной улице»), подкупил её своей естественностью, невероятным обаянием и способностью органично вписываться в роль. Она вспомнила, как снимали эпизод с подъёмом Николы Пасечника в дождь на высоту. Во время съёмок действительно шёл дождь, для усиления эффекта включили «ветродуй», а Рыбников играл без дублёров. Внизу его ждала вся съёмочная группа – замирая от ужаса. Актёр практически всегда и всё делал сам, не прибегая к помощи каскадёров. Начиная работать над новой ролью, он осваивал азы профессии – да так, что его начинали воспринимать как своего и деревенские жители, и рабочие. В книге Лианы Полуниной рассказывается, что для съёмок в фильме «Чужая родня» Рыбников учился косить, по утрам выходя в парки, а во время подготовки к съёмке в мартеновском цеху получил нагоняй от мастера за то, что встал на опасное место – сталевар не понял, что это актёр.
Из книги Лианы Полухиной можно узнать и о том, каким человеком был Николай Рыбников. В его натуре было удивительное сочетание простоты и покладистости с бурным темпераментом. Он был способен на неожиданные поступки – например, мог прервать речь Хрущёва просьбой рассказать о Кубе, или в зарубежном кинотеатре довести свою партнёршу по фильму «Высота» Инну Макарову до такого истерического смеха, что актёров выводили из зрительного зала с полицией. Широко известна история со студенческим розыгрышем, который стоил Рыбникову комсомольского билета и чуть не послужил причиной отчисления из вуза (спрятавшись в шкафу актёр с помощью микрофона «передал по радио» сообщение о снижении цен и всё общежитие поверило).
Конечно, книга с названием «Любовь и судьба» не может не включать историю любви. У Рыбникова она была большой и на всю жизнь. Внимания Аллы Ларионовой он добивался несколько лет, всю жизнь прожил с ней, обожествляя. Хотелось бы процитировать Лиану Полухину: «Говоря о Рыбниковых, все на разные лады повторяют, какая это была счастливая пара! Я тоже не удерживала себя от восклицаний, хотя, конечно, их жизнь состояла не сплошь из мирных дней… были, были и драматические моменты, и «пограничные» ситуации. Но в их отношениях было то важное, что стояло выше всех ссор, недоразумений и размолвок, - любовь и что-то такое, что больше любви».

Комментариев нет:

Отправить комментарий