23 ноября художники отмечают Международный день акварели.
Этот праздник никогда бы не появился в наших календарях, если бы не Альфредо Гуати Рохо. Именно мексиканский акварелист стал инициатором возникновения Дня акварели. Сравнительно недавно акварельная живопись считалась искусством «второго сорта». Гуати Рохо не единожды пытался выставить свои акварели в галереях, но везде получал только отказы.
Акварельная техника получила свое развитие в Китае после того, как человек изобрел бумагу, примерно во II веке нашей эры. Однако в Испании и Италии бумага появилась лишь в XII–XIII веках, а акварельная живопись в Европейских странах стала популярной гораздо позже масляной.
Огромный вклад в распространении этого рода живописи внес немецкий художник Альбрехт Дюрер. Дюрер был одним из немногих мастеров, придававших серьезное значение акварели. Его пейзажи, фигурные композиции, зарисовки растений считались шедеврами. А «Заяц» Дюрера назывался не иначе как хрестоматийной работой.
Определенную роль акварели отдали и Антонис ван Дейк, и Клод Лоррен, и Джованни Кастильоне.
Но попытки популяризации акварели многим европейцам казались «капризами» художников, не получивших общественного признания.
Такое же отношение к акварели наблюдалось и в России. Только через десятки лет русские живописцы, наконец, подхватили эстафету у британцев. Одним из первых отечественных художников, которые подняли акварельное искусство на новый уровень, являлся современник поэта Александра Пушкина Петр Соколов.
Надежда у Петра Соколова и других приверженцев акварели появилась в 1880 году, когда в России был основан Кружок русских акварелистов, позднее преобразованный в одноименное Общество. Пост председателя нового общества занял замечательный художник Альберт Бенуа. За всю историю своего существования, то есть до 1918 года организация провела 38 выставок.
Первая специализированная Школа акварели, основанная членом Российской Академии художеств Сергеем Андриякой, появилась только лишь в 1999 году.
Но именно Гуати Рохо навсегда остался в истории как самый активный «борец за права акварели». Еще 16-летним юношей, Рохо по настоянию отца-адвоката отправился в Мехико для того, чтобы изучать право. Вскоре, Г. Рохо понял, что юриспруденция – это не его вид деятельности, и перевелся в Национальную школу искусств. Гуати изучал различные техники живописи, но до конца дней сохранял верность именно акварели.
В 1950-х годах, когда Гуати Рохо стал профессиональным художником, он не единожды предлагал различным галереям свои акварельные работы, но всюду получал отказ. Поэтому Рохо начал устраивать акварельные выставки сам. Это увлечение и привело к созданию Национального музея акварели в мексиканской столице Мехико. До конца своих дней Рохо как настоящий альтруист жертвовал большую часть доходов от продажи собственных картин на развитие этого музея.
В 1991 году Рохо предложил ежегодно 23 ноября отмечать Международный день акварели. Теперь именно в этот день по всему миру проходят выставки картин художников, работающих в этой нелегкой технике. Ведь акварель, в отличие от масляных красок, позволяет создавать эффект настоящей легкости и воздушности.
Подготовила Светлана Николаевна Марченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий