Ровно 150 лет назад, 13 ноября
1872 года, вышло в свет первое издание «Азбуки» Льва Толстого.
В те годы в
России было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно
были неграмотны.
Осенью 1859
года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для
крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний
(розог) в ней не будет. Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано,
чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но
вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую — ни
на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки
грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.
В Яснополянской
школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики
были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по
возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25
учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и
совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до
18 ч.
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное — школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
Важнейшей
задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из
основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые
не были связаны обязательными часами занятий. Характерной чертой учебного
процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность
учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика,
его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы
преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно
требованиям учеников».
На дом уроков
не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их
выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На
переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное,
показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал
наперегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес,
водил хороводы.
Осуществляя
свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа,
Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х.
работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился
сделать его увлекательным и радостным.
В то время книг
для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку».
Ее первое издание вышло в свет 13 ноября 1872 года.
«Азбуку»
Толстого можно рассматривать как продолжение его педагогического журнала «Ясная
Поляна» (1862). Свою книгу писатель воспринимал как исполнение долга перед народом.
Толстой мечтал, что по его «Азбуке» «будут
учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые
впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно
будет спокойно умереть».
Толстой не
публиковал ее частями в журналах, как, например, начало нового романа «Война и
мир» в журнале «Русский вестник». Он отказался от публикации отрывков, чтобы
журналисты до выхода в свет целой книги «Азбуки» не «растащили» статьи по
хрестоматиям, уговаривая «дать что-нибудь» в их издание. Лишь два рассказа он
отдал в печать: «Бог правду видит» в «Беседу» (1872, № 3) и «Кавказский
пленник» в «Зарю» (1872, № 2), где сотрудничал Н. Н. Страхов, которому Толстой
объяснял: «Если будет какое-нибудь
достоинство в статьях Азбуки, то оно будет заключаться в простоте и ясности
рисунка и штриха, т. е. языка; а в журнале это странно и неприятно будет, точно
не доконченное, как в картинной галерее, какой бы ни было, рисунки карандашом
без теней» (из письма 15 апреля 1872 г.). Предложение поместить один из
рассказов в «Семейных вечерах» Кашперовой Толстой уже отвергает.
Но вопреки
опасениям Толстого, в 1872 г. выходит «Большая Азбука», как называет ее Н. Н.
Гусев.
Известный
педагог, профессор Московского университета С. А. Рачинский был одним из первых
ценителей «Азбуки», он отметил в своей «Сельской школе», что всякому
образованному человеку необходимо знать детские книги графа Толстого потому,
что, отдав несколько лет своей жизни обучению детей в сельской школе, он
многому научился и сам; что для Толстого это стало жизненным делом, а не
прихотью. Ничего подобного, по его мнению, в европейской литературе больше не
существует.
В период
создания «Азбуки» Толстой вновь занимался с крестьянскими детьми, пригласил
учителей народных школ, чтобы апробировать свою систему обучения грамоте.
«Азбука»
состоит из четырех частей, сброшюрованных в одну объемную книгу (почти 700
страниц). Тщательно продуман отдел русского чтения, в каждой книге «Азбуки»
помещен и большой отдел славянского чтения: славянский язык входил в программу
народных училищ; крестьяне настаивали на обучении церковнославянской грамоте,
да и древняя русская литература была излюбленным чтением яснополянских
школьников. Кроме того, изучению языков Толстой всегда придавал большое значение,
считая, что «есть только две науки, в пользе которых можно быть твердо
уверенным, – это язык или языки, искусство выражать и понимать всякие и во
всякой форме мысли, и математика».
Славянский
текст начинается с отрывков из летописи Нестора, затем следуют выдержки из
Четьи-Минеи, библейские истории, отрывки из Ветхого Завета о сотворении мира, о
первых людях, о всемирном потопе, история Иосифа с братьями, всегда трогавшая
Толстого, главы из Евангелия, Нагорная проповедь, с детства произведшая на него
«огромное» впечатление, молитва «Отче наш», Символ веры, десять заповедей
Моисея и три псалма. Из Четьи-Минеи выбраны отрывки поучительного содержания. В
«Житии Сергия Радонежского» Толстого привлек ответ Сергия митрополиту,
намеревавшемуся надеть на него золотой крест: «От юности не был златоносцем, в
старости же в особенности желаю в нищете пребывать», а также решительный отказ
Сергия занять митрополичью кафедру: «аки твердый адамант непреклонен пребысть».
Внушали Толстому уважение и правила общежития, установленные Сергием в его
монастыре: «Ничего для себя никому не
приобретать, ни своим что-нибудь называть, но все общим иметь – по заповедям
святых отцов».
Толстой
помещает в «Азбуке» рассказы, былины, притчи, в которых восхваляется всякий
физический труд: «Не потрудиться да не поработать – ничто на свете не радует».
Размышляя над темой рассказа, зачастую Толстой задает вопросы и на
морально-этические темы, ответы на которые предлагается дать самому ученику.
Форма вопросов
и ответов – излюбленный прием и Толстого-публициста.
Включая в
«Азбуку» целый ряд рассказов и статей из жизни животных и птиц, Толстой
стремился познакомить детей с причинами происходящих природных явлений и
объяснить их, задавая простые, казалось бы, вопросы: «Для чего ветер?», «Отчего
потеют окна и бывает роса?», «Отчего в мороз трещат деревья?», «Лед, вода и
пар». (Очень жаль, что намеченная Толстым статья «Как Коперник догадался, что
земля вертится» осталась незавершенной.)
В «Азбуку»
Толстой включил «Общие замечания для учителя»; делясь секретами обучения детей,
отметил главное качество, которое делает учителя совершенным, – это любовь.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если
учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше
того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам».
Толстой
признавался неоднократно, что «Азбука» – «это
одно дело моей жизни важное» (Т. 62, с. 9). «Пишу я эти последние года Азбуку и теперь печатаю. Рассказывать, что
для меня такое этот труд многих лет – азбука, очень трудно <…> Гордые
мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения
русских всех детей… написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть».
И еще: «Азбука не идет, и ее разбранили в
«Петербургских ведомостях»; но меня почти не интересует, я так уверен, что я
памятник воздвиг этой Азбукой» (Т. 61, c. 349).
Письмо М. Н.
Каткову, редактору «Русского вестника», печатающего «Анну Каренину», тоже
содержит высокую оценку Толстым своего труда: «Об одобрении я не говорю – гречневая каша сама себя хвалит, так и моя
Азбука. Такой Азбуки не было и нет не только в России, но и нигде! И каждая
страничка ее стоила мне и больше труда и имеет больше значения, чем все те
писания, за которые так незаслуженно хвалят» (Т. 62, с. 185).
Новую форму
письма Толстой называл «рисунок без теней». Редактор журнала «Всемирная
иллюстрация» К. К. Случевский отметил достоинства «Азбуки» в своей статье:
простота, ясность языка. По его мнению, самоотверженность – так можно назвать
отказ графа Льва Толстого от привычных приемов в творчестве, которые привлекали
читателей, и пойти на что-то совсем новое.
В начале 1873
г. на заседании Академии наук по предложению И. И. Срезневского Толстой был
избран членом-корреспондентом не столько как автор «Войны и мира», сколько как
автор «Азбуки». В ноябре 1874 г. Толстой взялся за переработку «Азбуки», назвав
ее в печати «Новая азбука», и отдельно – «Русские книги для чтения» в 4-х
частях.
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий