В 1976 году (45 лет назад) была опубликована первая книга романа Бориса Можаева «Мужики и бабы», вторая книга вышла в 1987 году. В 1989 году роман был удостоен Государственной премии СССР.
Трагическим страницам хроники великого перелома, выяснению
истинных причин разгрома трудового крестьянства посвящен роман Б. Можаева
«Мужики и бабы». В романе-хронике Борис Можаев показывает, как нарушается
привычный уклад жизни села, только начинающего развиваться благодаря нэпу, с
началом кампании массового создания колхозов. Действие романа приходится на
конец 1929, – начало 1930 года, то есть на наиболее острый период
раскулачивания и сплошной коллективизации. Писатель показывает, как эти события
приводят к глубокому социальному конфликту.
Чрезвычайно интересен и важен для понимания авторского
замысла романа образ Успенского, подлинного российского интеллигента, олицетворяющего
сильный русский характер, органично впитавший в себя любовь к «родному
пепелищу», уважающий веру, нравы, обычаи народа, уникальность его жизненного
уклада. Каждая личность для Успенского несет в себе неповторимый мир, и человек
не может быть ни кирпичиком, ни винтиком, ни частицей целого, ни топливом
истории, а сам есть цель: «Не стричь всех под общую гребенку, не гнать скопом,
а наделить правами, свободой, чтобы развивалась каждая индивидуальность до
нравственного совершенства. В этом и есть конечная цель социализма».
Порой общие рассуждения Успенского о том, чтобы «не
раздувать аппарат, давать больше самостоятельности производству, взять под
контроль бюрократию», выглядят больше слепком с наших дней, и, пожалуй,
утрачивают дополнительную сюжетную и смысловую нагрузку. Идейные противники
Успенского кажутся нам гораздо плакатнее, хотя образ Ашихмина запомнился своей
жизненностью. Их космополитическое кредо — статья Михаила Кольцова в «Правде»:
«Пусть пропадет косопузая Рязань, за ней толстопятая Пенза, и Балашов, и Орел,
и Тамбов, и Новохоперск, все эти старые помещичьи, мещанские крепости! Или все
они переродятся в новые города с новой психологией и новыми людьми, в боевые
ставки переустройства деревни».
И ретивым исполнителям указаний сверху, выселяющим ни в чем не повинных людей под открытое небо, «расчищающим этим дорогу для исторического прогресса», как мы видим, удалось выбросить из фундамента нашего общества краеугольный камень — национальный идеал. Ашихмин убежден, что у пролетариата нет отечества, его цель — объединение всех языков и путешествие к размытым берегам интернационализма. А все эти «косопузые» Рязани да «толстопятые» Пензы мешают такому объединению своей приверженностью к домостроевщине, к мещанству, к патриархальной жизни. Такова, кажется, логика рассуждений и действий многих на протяжении 70 лет. А каждый отдельный человек, оказавшись вне нации, перестает в итоге быть самостоятельной личностью, ибо национальное своеобразие во многом определяет и своеобразие личности.
Словами Андрея Ивановича автор выражает свою боль за
создание колхозов «не по-людски», за то, что мужику приходит конец. Люди
понимают, что в колхозе это будет уже не мужик, а работник. «Мужик — лицо
самостоятельное. Хозяин! А хозяйство вести — не штанами трясти. Мужик — опора и
надежа, человек сметливый, сильный, независимый в делах. За ним не надо
приглядывать, его не надо заставлять. Он сам все сделает, как следует.
Вот такому мужику приходит конец».
Герои Можаева, пришедшие к читателю с некоторым запозданием, порой лишь иллюстрируют правду сегодняшнего дня, поэтому в некоторых местах у нас и возникает ощущение чего-то известного и читанного. Сегодняшний читатель не приемлет схемы, а ожидает честного художнического анализа порожденных нашей реальностью характеров, истинного драматизма и остроты конфликтов…
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий