среда, 22 сентября 2021 г.

22 сентября - Всемирный день без автомобиля

 Жители мегаполисов долго испытывали эйфорию от массового распространения машин. Они стали доступны большинству, выучиться и сдать на водительские права во многих странах могут даже несовершеннолетние. Но в мире стало слишком много авто: когда все получили доступ к комфортному транспортному средству, то из-за пробок все равно лишились привилегии быстрого перемещения. К тому же двигатели внутреннего сгорания наносят вред экологии, а значит и нашему здоровью.

Слишком большое количество машин - проблема не только больших городов. Это проблема уже достаточно давно является глобальной. Ведь автотранспорт разрушает и биосферу планеты, и самого человека — подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький «автомобиль-убийца» — такова статистика.

При всем этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на одном из первых мест среди самых рекламируемых товаров.

Всемирный день без автомобиля (World Carfree Day), ежегодно отмечаемый 22 сентября во многих странах и проводится с целью пропаганды идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта.

Главный девиз Дня: «Город как пространство для людей, пространство для жизни».

Считается, что в мировом экологическом сообществе идея Всемирного дня без автомобиля зрела с 70-х годов. Тогда случился масштабный нефтяной кризис, который заставил задуматься не столько о вреде машин для природы, а скорее поставить вопрос: «Как нам жить по-другому?». Однако ни в какую масштабную волну активизма это не вылилось.

К широкому обсуждению проблемы вернулись спустя 20 лет. Принято считать, что в 1994 году американский политолог, специалист по урбанистике и транспорту Эрик Бриттон впервые рассказал на конференции об идее провести День без автомобиля в мире. В первые годы она не возымела должного эффекта, лишь пару городов в Европе объявили о том, что проведут акцию. Однако это скорее напоминало следование новому тренду, пиар, а не экологический активизм.
Все изменило создание объединения World Car Free Days («Всемирные дни без машин»). После этого в 1997 году Великобритания на государственном уровне объявила 22 сентября Днем без машин. В следующем году к акции присоединилась Франция. Надо понимать, что это были не отдельные прецеденты в городах, а полномасштабная рекламная кампания с пропагандой идеи. В 2000 году программу распространили на всю Европу.

Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. В настоящее время, по приблизительным оценкам, в этой акции каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.

Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций хотят напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт. Хотя бы раз в год.

Крупные города многих стран в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы. В некоторых городах в этот день также проходят специально организованные мероприятия.

В этот день автомобилистаммотоциклистам) предлагается хотя бы на день отказаться от использования этих потребляющих топливо транспортных средств; в некоторых городах и странах проходят специально организованные мероприятия, пропагандирующие развитие сообществ с шаговой доступностью мест работы и досуга.

Подобные мероприятия несут в массы идею минимизации использования личного транспорта; они спонтанно проводились в разных городах с начала нефтяного кризиса 1973 года, однако в октябре 1994 на конференции «International Ciudades Accesibles» в Толедо (Испания) Эрик Бриттон озвучил первый призыв к периодической реализации таких проектов.

В первые два года Дни без автомобилей были проведены в Рейкьявике (Исландия), Бате (Сомерсет, Великобритания) и Ля Рошели (Франция); в 1995 году для поддержания подобных Дней был создан неформальный консорциум World Car Free Days. Первая национальная кампания была проведена в 1997 году в Великобритании ассоциацией Environmental Transport Association, вторая — в 1998 году во Франции, под названием In town, а в 2000 году Европейская Комиссия распространила кампанию на всю территорию Европейского Союза. В том же году Еврокомиссия удлинила мероприятие до целой недели «European Mobility Week», которая теперь является основным мероприятием, проводимым в рамках идеологии «new mobility».

В 2000 году подобные Дни стали проводиться по всему миру в рамках программы World Carfree Day, проводимой организацией Carbusters (теперь — World Carfree Network); в том же году Всемирные Дни стали проводиться совместно с программой «Earth Car Free Day» (организация «Earth Day Network»).

В России День без автомобиля впервые прошел в Белгороде в 2005 году, затем акцию поддержал Нижний Новгород, а в Москве она проводится с 2008 года. В столице традиционно в этот день вдвое снижается стоимость проезда в городском общественном транспорте, выпускаются специальные билеты. Однако автовладельцы в своём большинстве игнорируют акцию. Хотя власти призывают автомобилистов отказаться от личного автотранспорта и пересесть хотя бы в этот день на общественный.

Также в рамках этого Дня в разных российских городах проводятся эколого-просветительские и интерактивные мероприятия: велопробеги, шоу-программы, интерактивные игры, спортивные аттракционы, матчи по мини-футболу, тест-драйвы экологичных средств передвижения и многое другое.

Также в рамках акции в 2012 году в Москве состоялся перезапуск законсервированной трамвайной линии на Лесной улице. Кроме того, известно о проведении мероприятий в честь акции в Курске и Санкт-Петербурге. С 2009 года День без автомобиля стал отмечаться в городе Уфа; в этот день по улицам города проходит велопробег, который с каждым годом собирает все больше людей.

С 2007 года день без автомобиля отмечается в Екатеринбурге, проходя под названием Критическая Масса; в этот день велосипедисты города следуют в ярко-оранжевой расцветке на малый круг по центральным улицам города, показывая автомобилистам, что они могут сосуществовать с велосипедистами, дороги намеренно не перекрываются и не блокируются велоколонной.

В 2013 году, силами городской службы проката велосипедов, акция прошла в Ростове-на-Дону. 21 сентября 2014 года в Москве день без автомобиля прошёл при поддержке департамента Природопользования и охраны окружающей среды при Правительстве Москвы. Были попытки проведения акций и в других городах. Самые успешные считаются акции проведенные в Уфе и Екатеринбурге.

Эта традиция не ушла и ежегодно о ней в нашей стране напоминают автомобилистам накануне 22 сентября. В остальных российских мегаполисах (кроме столицы) также иногда пытаются напоминать автовладельцам о важной дате, но какого-то эффекта это не приносит.

 

Подготовила Светлана Ивановна Васильева

Комментариев нет:

Отправить комментарий