четверг, 1 февраля 2018 г.

Казаки на защите Сталинграда



Казачество вложило немало сил для борьбы с фашистскими оккупантами. Недаром на Параде Победы по Красной площади прошёл строй кавалеристов в кубанской казачьей форме (официальной форме кавалерии). Шли в том строю и донские казаки.
 Многое сделали для общей победы казаки и казачки Сталинградской области. В преддверии 75-летия победы в Сталинградской битве хотелось бы рассказать о них и подвигах казачьих частей под Сталинградом.
Когда историки говорят о битве на Волге, они уделяют большое внимание операциям пехотинцев, артналётам наших батарей, подвигам танкистов. И почти ничего не говорится о кавалерии, в которой служили в ту пору многие казаки.
Под Сталинградом советские кавалерийские соединения вводились в прорыв за танковыми корпусами. Их задачей было прикрыть фланги наступающих частей, то есть не дать взять танковые корпуса в кольцо. И эта задача была значительно сложнее, чем у представителей других родов войск. Даже сложнее, чем у казаков прошлого. Если до революции казаки шли в бой на своих конях, которых воспитывали сами, то кавалеристы Великой Отечественной сплошь и рядом ездили на конях, выращенных другими людьми. И сталкивались с рядом проблем, главной из которых было – приручить коня, достигнуть с ним такого взаимопонимания и единства, какого казаки прошлого достигали годами. А, ведь, дореволюционным станичникам не приходилось сталкиваться с танками. Рядовому пехотинцу для того, чтобы противостоять наползающей на него железной махине, надо было перебороть свой страх. Кавалеристу нужно было перебороть не только свой страх, но и страх коня. И это казакам Великой Отечественной удавалось сделать.

Остановимся на двух моментах Сталинградской битвы, в которых отличились казаки. Вот что пишут об этом историки.
«20 ноября 21-я кавдивизия донских казаков полковника Н. П. Якунина по решению командующего 5-й танковой армией была передана в 1-ю гвардейскую армию для совместного удара на хутор Горбатовский и уничтожения разбитых накануне трех румынских пехотных дивизий.
Была поставлена задача, действуя совместно с танковым корпусом, овладеть районом Русская Слобода, Петровка. 21 ноября части дивизии повели наступление на 2-ю ферму совхоза им. Фрунзе, превращённую гитлеровцами в мощный опорный пункт. За 11 суток непрерывных боевых действий кавалерийский корпус Якунина уничтожил более 6700 солдат и офицеров противника, 36 танков, 10 самолётов и захватил 130 танков, 67 орудий, 163 пулемёта, около 2-х тысяч винтовок и автоматов, 19 складов, 1064 пленных. Кавкорпус понёс значительные потери – свыше 7000 убитых и раненых».[1]
«Южнее Сталинграда в составе 51А действовал 4-й кк под командованием ген. лейт. Т. Т. Шапкина. Корпус наступал на внешнем фронте окружения Сталинградской группировки пр-ка. Войдя в прорыв, передовые отряды 61-й кд и 81-й кд полк. А. В. Ставенкова и полк В. Г. Баумшейна уничтожили вражеские части и после короткого боя в конном строю захватили Абганерово. В дальнейшем полк вёл тяжелые оборонительные бои в р-не Котельниковского, срывая попытки нем. командования деблокировать свою окруженную группировку. Под прикрытием арт. огня 150 нем. танков с мотопехотой атаковали 81-ю кд у Похлебина и вскоре окружили её. Весь день конники вели тяжёлые бои с танками, а с наступлением темноты стали группами выходить на Нижнее-Яблочный. Части понесли большие потери, в числе погибших были командир дивизии полк. В. Г. Баумштейн и большинство штабных офицеров. С переходом наших войск на котельниковском направлении в наступление 4-й кК были выведен в резерв фронта»[2] Подробнее о подвиге 4-го кавалерийского корпуса, укомплектованного донскими и кубанскими казаками писал Э. Раус.[3]
Воинскому подвигу казачества под Сталинградом посвятил свою песню Николай Емелин.


Боевые подвиги кавалерийских частей  – лишь малая часть того, что делало казачество в период Сталинградской битвы для победы над врагом. Уроженцы Сталинградской области с честью выполняли воинский долг в составе Красной Армии на фронтах Великой Отечественной.[4] Казаки и казачки работали на трудовом фронте,[5] воевали в составе партизанских отрядов (известен подвиг юного казака Миши Романова[6]), были участниками подпольных групп (далеко за пределами Волгоградской области известна трагедия «Босоногого гарнизона»[7]), укрывали раненых красноармейцев…
Вечная слава и светлая память героям-казакам, защитившим Сталинград – и тем, кто встречал врага с оружием в руках, и тем, кто вёл подпольную работу, и тем, кто работал для фронта и победы в тылу!


       [1] Кавкорпуса в контрнаступлении под Сталинградом // Донские казаки в ХХ веке. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 241247.
          [2] Сталинградская битва. Июль 1942-февраль 1943 : энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. – 5-е изд., испр. и доп. – Волгоград : Издатель, 2012. – С. 278.
        [3] Раус, Э. Танковые операции / Э. Раус. - — ЦАМО РФ, Ф2048, д. 22/1942. // Военное обозрение. – Режим доступа : https://topwar.ru/70115-zabytye-srazheniya-1942-god-kotelnikovo-podvig-4-kavkorpusa.html
[4] Тарасов, Д. С. Три поколения защитников Отечества / Д. С. Тарасов // Сталинград и Сталинградская область – Великой Победе. - Волгоград, 2010. - С. 489–491 ; Герой из хутора Садки // Казачий круг. - 2012. -  10 февраля. С. 7 ; Карпов, В. От кавалерии до авиации / В. Карпов // Казачий круг. - 2012. - 17 февраля.  - С. 7.
[5] Перфильева К. М. Вклад детей – участников трудового фронта – в Победу над фашистской Германией 1941–1945 гг. // Перфильева К. М. Астраханские казаки Царицынской станицы. Кн. 3 / К. М. Перфильева. - Волгоград, 2011. - С. 262–273.
[6] Еринцева А. Е. Пионеры-герои Сталинградской битвы / А. Е. Еринцева, М. С. Шишкина  // Сталинградская битва в истории России. - Волгоград, 2011. - С. 116–120.
[7] Низкопоклонная И. А. Земли моей минувшая судьба / И. А. Низкопоклонная // Сталинград и Сталинградская область – Великой Победе. - Волгоград, 2010.  - С. 246–247.

Комментариев нет:

Отправить комментарий