12 февраля 1881 года (140 лет назад) родилась Анна Павлова
«Танцором рождаются. Никакой учитель не сотворит чуда, никакие годы
занятий не сделают хорошего танцора из бесталанного ученика. Можно обрести определенные
технические навыки, но никто никогда не сможет «обрести исключительный талант».
Я никогда не тешил себя тем, что у меня есть необычайно одаренный ученик. У Павловой
один учитель — Бог».
Джордж Баланчин
Анна Матвеевна
Павлова – самая загадочная танцовщица ХХ века, главное лицо Русских сезонов в
Париже, балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов.
Родилась Анна
12 февраля (31 января) 1881 года в деревне Лигово под Петербургом. Матерью
будущей балерины была швея Любовь Павлова (порой ей приходилось подрабатывать
прачкой). Девочка родилась недоношенной и выжила буквально чудом.
Официального отца – отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова – Аня не помнила. Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова. Возможно, это просто легенда. Но она, во всяком случае, объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове -аристократическом предместье Северной столицы, куда на лето съезжалась театральная богема и тогдашние нувориши. Да и частое посещение Мариинки, а также обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег, и немалых.
Великая танцовщица
написала автобиографию, но все больше не о том, где родилась и своем детстве, Анна
Павлова писала о главном в своей жизни - ожившем вдохновении, имя которому -
балет.
Девятилетняя
Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа.
Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое
решение - посвятить свою жизнь танцу. Тогда она безапелляционно заявила: «Я
буду танцевать «Спящую Красавицу» в этом театре!»
Однако первая
попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было
не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссии – знаменитый
балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый
мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».
Сгорбленная
спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище никак не могли
предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета. Комиссия
девочку зачислила, у педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала
любимой ученицей. Екатерина Оттовна поила ее рыбьим жиром, добивалась твердых
ног и «говорящих» рук.
После окончания
Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова была принята в труппу
Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик»,
«Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей
танцовщицей труппы. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М.Фокина
«Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и других.
Начинающая
артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность»
Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин туникой ниже
щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не
допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго
- любимицы Вольтера!» - вспоминала впоследствии балерина.
В 1908 году на
благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила
поставленную хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»),
ставшую впоследствии одним из символов русского балета 20 века. «Павлова - это
облако, парящее над землей», - писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и
вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь.
Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Михаил Фокин поставил
миниатюру на музыку Сен-Санса буквально экспромтом. «Мадам, благодаря вам я понял,
что написал прекрасную музыку!» - воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего
лебедя».
«Анна
превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания,
и словно рана — рубиновая брошь», - писал Лаврентий Новиков, партнер по сцене.
В 1909 году Анна
Павлова участвовала в «Русских сезонах» Дягилева в Париже, положивших начало её
мировой известности. Афиша работы В. Серова с силуэтом Павловой стала навсегда
эмблемой «Русских сезонов». Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось
11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец
поймал мимолетное движение и передал на бумаге.
В 1910 году
Анна Матвеевна создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих
странах мира. Специально для труппы Павловой М. Фокиным были поставлены
несколько балетов.
Последнее
выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России – в
1914 году, после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.
О подлинной жизни балерины известно мало, ее имя ещё при жизни стало
легендарным.
Скончалась Анна
Матвеевна Павлова в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от
пневмонии. Несмотря на завещание балерины быть похороненной на родине, урна с
её прахом находится в Лондоне.
Обаяние ее личности
было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она
производила на публику неизгладимое впечатление. Этим до известной степени и
объясняется тот факт, что ее репертуар состоял из спектаклей, в которых не было
ничего новаторского. Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное —
она сама была сенсацией, хотя вряд ли это сознавала.
Подготовила Елена
Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий