воскресенье, 16 июля 2017 г.

Фантазёры и затейники



В 2017 году исполняется 70 лет со дня выхода в свет сборника «Весёлые рассказы» Николая Николаевича Носова.
Отметить этот юбилей 14 июля в 10.30 часов в библиотеку-филиал № 17 им. М. А. Шолохова пришли ребята из отряда «Планета «Здоровейка» летнего лагеря МОУ СОШ № 56.
Громкие чтения назывались «Фантазёры и затейники» - по названиям двух первых рассказов Николая Носова.
Начались они с биографии автора, которую рассказала ребятам библиограф М. Н. Урусова. Для того, чтобы детям был понятен рассказ, он сопровождался показом электронной презентации «Николай Николаевич Носов», в которую были включены фотографии родителей писателя – Николая Петровича и Варвары Петровны, его детские и взрослые фотографии, фотографии со встреч с детьми, фотографии с внуком Игорем.
Некоторые факты из биографии писателя показались слушателям интересными, они внимательно слушали о том, что у маленького Коли Носова дома на чердаке была своя химическая лаборатория, о том, что он увлекся фотографией и благодаря ей стал не химиком, а режиссёром, постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов. Внимательнее всего ребята слушали рассказ о том, как на студию, где работал Носов, привезли английский танк, об управлении которым надо было снять фильм для бойцов Красной Армии, и этот танк внезапно «сломался», о том, как Николай Николаевич неделю ездил рядом с механиком-водителем и заметил, что он каждый раз повторяет одну и ту же ошибку, и после этого танк вдруг «починился». За работу по созданию учебных фильмов Николай Носов ещё в 1938 году был награждён орденом Красного Знамени.
Улыбки вызвало сообщение, что становиться писателем Носов не планировал, просто рассказывал истории сынишке, а потом решил их записать. Так появились «Фантазёры», «Живая шляпа», «Затейники» и другие рассказы. 

Марина Николаевна перечислила самые важные книги в творчестве Николая Носова – «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицына», «Весёлая семейка». За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николай Носов был удостоен Сталинской премии, но окончательно сердца ребятишек завоевали не эти его серьёзные книги, а истории про Незнайку и его друзей.
Ребята посмотрели электронную презентацию «Добрые книги Николая Носова», в которой были использованы обложки книг, выходивших в разное время и элементы мультипликации.
От рассказа о писателе и его книгах разговор перешёл к рассказу о читателях первых книг Носова и времени, в котором они жили.
- Когда сейчас читаешь некоторые рассказы, непонятно – почему Мишка не позвонил маме, чтобы узнать, как варить кашу, и не посмотрел это в Интернете, - начала разговор о времени написания рассказов Марина Николаевна.
- Тогда ещё сотовых телефонов не было! – закричали из зала.
Оказалось, что кое-что о жизни своих бабушек и дедушек «когда они были маленькими», ребята знают. Но фотографии старых игрушек, школьной формы, телефонной будки, аппарата с газированной водой и т. п. «раритетами», которые были показаны в электронной презентации «Время Николая Носова», вызвали интерес, заставили задуматься о том, как жилось когда-то детям. Марина Николаевна подготовила ещё один сюрприз – принесла «3D 1960-начала 1970-х годов» (шар с фотографией внутри) и грампластинки, объяснив, что раньше слушали радио и магнитолы, на которые ставили пластинки, а самый ценный шар с фотографиями был тот, в который можно было вставлять разные слайды.

На последних слайдах презентации, посвящённой первым читателям Николая Носова,  были фотографии и открытки с читающими взрослыми и детьми. Ребята узнали, что раньше лучшим подарком считалась книга, и дети даже хвалились друг перед другом кому больше подарили на день рожденья книг. М. Н. Урусова обратила их внимание на стол с книгами, объяснив, что представленная на нём серия книг «Библиотека мировой литературы для детей», когда-то была предметом желания юных читателей.
Поговорив о писателе и его читателях, участники перешли к громкому чтению отрывков из рассказов Николая Носова «Дружок» и «Огородники».
- А вы хотите поиграть в те игры, в которые играли ваши бабушки и дедушки? – спросила ребят М. Н. Урусова. – Тогда объясняю правила игры.
И показала отрывок из фильма «Фантазёры», чтобы стало понятно, как развлекали друг друга дети в прошлом.
Участвовать в игре вызвалось четыре человека, которые из пакета, приготовленного ведущей, вынимали какой-нибудь предмет (книжку-малышку, ёлочную игрушку «звёздочку», крошечные фигурки коня и деда с бабкой) и придумывали про него невероятную историю. Из зала задавали уточняющие вопросы, пытаясь понять, почему летом не растаял лёд, какое отношение кошки имеют к книжкам, что невероятного в том, что дед с бабкой взяли жить к себе кошку, как они забрались на дерево и т. д. Игра понравилась, и ребята попросили повторить её. В результате каждый из игроков вытаскивал по два-три предмета и к каждому придумывал историю. Кто-то рассказывал тихо, кто-то громко, кто-то сопровождал рассказ жестикуляцией и мимикой. Одного из участников Марина Николаевна попросила громко назвать своё имя и фамилию, потом повторить ещё громче, а потом обратилась к залу:
- Познакомьтесь – будущий писатель-фантаст или сказочник.
В завершение встречи ведущая напомнила, что фантазия – вещь хорошая, но главное не заигрываться, ведь главное правило игры в фантазёров – чтобы история не причиняла вреда окружающим. И предложила посмотреть, что бывает, если нарушить правила, на примере мультфильма по рассказу Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса».
Завершилась встреча благодарностью от детей и воспитателей за полезную информацию и приятно проведённое время.

В этот же день в 16.30 громкие чтения прошли во второй раз – для ребят этого же школьного лагеря – из отрядов «Айболит», «Витаминки» и «Улыбка».
Первоклашки оказались более заинтересованными зрителями и слушателями, чем ребята из старшего отряда. Они с интересом смотрели презентации и слушали рассказ о Николае Николаевиче Носове. И оказались более лёгкими на подъём – играть вышло 10 человек, которые рассказали 10 невероятных историй про свалившуюся на голову звезду, принца на белом коне, которого встретили в деревне, лягушек, исполняющих желание, злую кусачую кошку и многое-многое-многое другое. 
Со смехом слушали они отрывки из рассказов Носова и смотрели мультфильм про Бобика и Барбоса, по очереди смотрели в шар с фотографией и задавали много вопросов про то время, когда их бабушки и прабабушки были детьми.
Громкие чтения понравились и ребятам, и воспитателям. После завершения мероприятия дети обступили выставку с книгами и ведущую – листали книги, задавали вопросы, просили ещё раз посмотреть в шар, пока воспитатели не увели их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий