Знать историю своего края – святая
обязанность каждого человека.
Автор книги, о которой мы сегодня рассказываем,
– казак Владимир Шалыгин - представил читателю историю Усть-Медведицкого округа
Области Войска Донского, находившегося на территории нашего края. Труд его
интересен не только волгоградцам, поскольку даёт представление об истории всего
донского казачества. Об этом говорит запись на обороте титульного листа: «Книга
была подготовлена к печати по благословению митрополита Волгоградского и
Камышинского Германа, одобрена Управлением Президента Российской Федерации по
вопросам казачества, полномочным представителям Президента по Южному
федеральному округу, Союзом журналистов Российской Федерации, В. П. Водолацким
– войсковым атаманом ВКО ВВД, казачьим генералом (Ростов-на-Дону), Н. И.
Козициным – атаманом Международной общественной организации Всевеликого войска
Донского, казачьим генералом (Новочеркасск)».

Шалыгин, В.
В. Мой край родной, казачий : Усть-Медведицкий округ Области
Войска Донского / В. В. Шалыгин. - 2-е изд. - Волгоград : Станица-2, 2004. -
368 с. : ил.
Общее
представление о содержании книги даёт перечень глав, вошедших в неё:
«Характеристика Области войска Донского», «Усть-Медведицкий округ», «Станицы
округа», «Казачество и православие», «Краеведение», «Ратная служба казаков», «Революционное
движение в Усть-Медведицком округе (1905-1906)», «Расказачивание», «Кодекс
казака», «Быт, обряды, обычаи», «Казачье ателье», «Краткий казачий словарь»,
«Старинная казачья кухня», «Казачьи песни», «Есть мнение».

В главе «Ратная служба казаков» наряду с
описаниями военных кампаний можно найти ценные сведения об отдельных воинских
подразделениях, в которых несли службу казаки Усть-Медведицкого округа: Донском
казачьем полку, Лейб-гвардии Донской батарее, 3-м Донском казачьем Ермака
Тимофеевича полку, Военно-учебных заведениях области Войска Донского. Сказано в
ней и о полицейской службе казаков, и о казаках, награждённых Орденом Святого
Георгия.
Глава «Революционное движение в Усть-Медведицком
округе (1905-1906)» разбивает представление о казачестве, как «оплоте
царизма». Достаточно прочитать всего два документа – донесение начальника
Донского областного жандармского управления командиру Отдельного корпуса
жандармов о волнениях среди казаков 3-го сводного казачьего полка на станции
Арчеда от 6 декабря 1905 г.
и агентурную телеграмму о волнениях казаков станицы Усть-Медведицкой Донской
области» от 11 июля 1906 года, чтобы понять, что на Дону в тот период было
очень неспокойно:
«2 текущего декабря на станции Арчеда
Грязе-Царицынской ветви Юго-Восточной железной дороги казаки 21-й и 22-й сотен
3-го Донского сводного полка под влиянием агитаторов и родных отказались от
посадки в вагоны, заявив, что не желают защищать от грабежей помещичьи усадьбы
и фабрики».
«В станице Усть-Медведицкой станичный сбор
вторично отказался от мобилизации, потребовав освобождения политических,
подъесаула Миронова, дьякона Бурыкина и студента Агеева.
Пятитысячная толпа осадила тюрьму и
освободила этих лиц, вынесши их на руках. Затем состоялся митинг, закончившийся
пением революционных песен. Вечером состоялась демонстрация с музыкой и
пением».
Особое
внимание у нас вызвала глава «Расказачивание»,
в которой можно найти много ценных для исследования этого вопроса, документов.
Наряду с документами, относящимися к казачеству в целом, приводятся и те,
которые касаются нашего края. Например, в выдержке из Отчёта по работе
Хоперского окружкома РКП (март 1921
г.) говорится: «…Наступивший
по окончании разверстки голод по всему округу делает условия работы, как
советской, так и партийной, очень трудными. Население, несмотря на все
мероприятия как уездной, так и местной власти, упорно требует хлеба, боясь, что
этот последний увезет агентура… Особенно обостренно и открыто враждебно
отношение населения к коммунистам». Автор не даёт комментариев к подборке
выдержек из официальных документов, но они сами говорят за себя, развенчивая
миф о том, что расказачивание длилось всего несколько месяцев. Приводим цитату
из «закрытого информационного письма секретаря Царицынского губкома т. Доненко
секретарю ЦК РКП т. Молотову» от февраля 1923 года: «Губком считает современным
и поднимает вопрос по советской линии о принятии мер расказачивания донских
казаков. Мы считаем, что Донскую область нужно срочно упразднить, отдав
половину нам, а половину Донецкой губернии, заменив название округов уездами, и
приблизить казачество к рабочим районам. Правильность взглядов подтверждается
наличием резкой грани настроения у казаков нашей губернии в Донской области».
Интригующая
своим названием глава «Кодекс казака»
посвящена ряду вопросов без знания и соблюдения которых «казак-не казак». Она
делится на подглавки: «Заповеди казачества», «Права и обязанности казака»,
«Символы и знаки казачества», «Организация и управление», «Казачий Круг»,
«Порядок проведения казачьих Кругов», «Сход», «Порядок проведения судебного
схода», «Выборы и перевыборы атамана», «Приведение к присяге», «Порядок
перевыборов», «Утверждение и присяга правления», «Принятие в казачество,
наделение правами и «взятие под шинель», «Порядок приведения к присяге «На
верность казачеству», «Кодекс чести казака Союза Казаков Области Войска
Донского» (от 2-3 ноября 1991
г.), «Казачество за веру», «Поведение в казачьей
одежде», «Особенности работы казачьих судов», «Из казачьей энциклопедии».
Содержание главы будет полезно всем, кто интересуется обычаями казаков. Наше
внимание в первую очередь привлекли символы казачества, среди которых
неожиданно обнаружились… кольца, которые многое говорили о своих владелицах (кольца
– символы женские): «Серебряное кольцо на
левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой –
жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя,
на левой – разведённая (развод у казаков существовал всегда). Два золотых
кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя,
будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда
кольцо носили в ладанке».
Быту и обычаям
казаков посвящена отдельная глава, в которой приводятся сведения и о жилищах
(куренях) и их украшениях (деревянной резьбе), и о ремёслах казаков
Усть-Медведицкого округа. Можно в ней найти воспоминания жителей станиц о том,
как текла мирная казачья жизнь до революции. Естественно не обошлось в ней без
описания традиций воспитания казачат. Что примечательно, кроме рассказа о
методах воспитания казака, приводятся сведения и о методах воспитания казачки.
Интересны будут также подглавы посвященные казачьим именам, традициям казачьего
самоуправления, старинным музыкальным инструментам казаков (бубен, трензель,
камышовые дудки, гармоника), народному театру казаков Усть-Медведицкого округа.
Завершает главу рассказ о джигитовке – приводится список упражнений
обязательной джигитовки.

Не могли
обойти вниманием главу «Старинная
казачья кухня», потому что сведения об этой части казачьей культуры в
публикациях найти довольно сложно. Автор не стал давать свои комментарии,
просто включил в неё рецепты блюд. Читаешь, и понимаешь, что казаки были
настоящими гурманами, но, если надо, умели умерять аппетит и готовить простые
«походные» блюда. Здесь и рассольник «Новочеркасский», и таранчук, и «обед в
одной кастрюле», и долма по-казачьи, и стерлядь на шампанском, и кулеш рыбачий!
Особенно впечатлили рецепты кур по-вёшенски (Библиотека им. М. А. Шолохова не
может остаться равнодушной к блюду с таким названием) и раки по-праздничному. Впору
блюда, приготовленные по этим рецептам, в ресторанах подавать! Судите сами: Куры по-вёшенски: Курицу потрошат, хорошо промывают куриные потроха. Сердце, легкое
и печень отваривают и режут мелкими кубиками. К потрохам добавляют недоваренный
рис, рубленные крутые яйца и обжаренный до золотистого цвета лук, затем солят и
перчат. Приготовленным фаршем начиняют курицу, зашивают и жарят в духовке до
готовности. Подают к столу с зеленью.
На курицу – 200 г. риса, 3-4 яйца, лук,
соль, перец по вкусу.
Раки по-праздничному: Влить в кастрюлю с водой полтора
стакана свежей сметаны, половину стакана красного крепкого вина, положить ложку
сливочного масла, немного соли, тмина и укропа. Как только закипит, вложить
20-30 раков, накрыть крышкой и варить 30 минут.
Глава «Казачьи песни» предваряется краткой
справкой о казачьей песенной культуре и манере «играть песни», описана роль
исторической песни в общем песенном наследии казаков. Основу главы составляют
тексты песен, сложенных казаками. Среди них – народные
песни, распространённые не только среди донских казаков, но и среди
оренбургских, кубанских, терских казаков; песни на стихи казачьих поэтов
прошлого и современные песни. Завершает главу небольшой перечень казачьих
пословиц и поговорок.
Последняя глава
книги «Есть мнение» целиком
составлена из высказываний о судьбе казачества в ХХ и XXI веках.
Приводятся выдержки из статей авторов казачьего зарубежья и современных
казаков. Основная идея этой главы в том, что казачество было и есть, но в каких
рамках будет проходить его будущее – зависит от современных казаков.
В Приложение к книге вошли «Краткая
хроника Донского казачьего войска», «Атаманы Войска Донского» (по
Усть-Медведицкому округу перечисление идёт по-станично), «Классификация и
титулование чинов казачьих в сравнении с воинскими званиями Российской армии», «Правовые
и законодательные акты».
Эту и другие книги по истории и культуре донского казачества
спрашивайте в нашей библиотеке!
Нас можно найти по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.
Ув. Марина Николаевна! Приглашаю Вас принять участие в нашем сетевом краеведческом проекте «ЧУВСТВО РОДИНЫ» (http://rodinamal.blogspot.ru/2016/01/blog-post.html). Первая акция проекта уже запущена (http://rodinamal.blogspot.ru/p/blog-page_26.html). Очень надеемся на сотрудничество и пополнение блога-ресурса Вашими ценными материалами о Волгограде!!! С ув. Армавирочка (http://armavirochka.blogspot.ru/)
ОтветитьУдалитьИрина, мы постараемся принять участие. Проект интересный. Но хотелось бы сделать качественный пост для него. Такой, чтобы был не просто интересен, а содержал малоизвестную информацию. Работаем над этим.
Удалить