вторник, 22 июля 2014 г.

Царицын. Взгляд в глубь веков



      Наливайко, Г. Г. Царицын. Взгляд в глубь веков : исторические очерки [Текст] // Г. Г. Наливайко. - Волгоград : Издатель, 2013. - 288 с. : ил.

 Каждая новая книга по краеведению – это большое событие! А такая, как книга Геннадия Георгиевича Наливайко «Царицын. Взгляд в глубь веков» - просто подарок для краеведов-любителей, ведь, написана она популярным языком и включает в себя массу любопытной информации.
Автор начинает свой рассказ с древности и доходит до описания событий Гражданской войны. Читая его книгу, люди с развитым воображением могут представить себе, как выглядело поселение неандертальцев, которое находилось в районе Мокрой Мечетки (невдалеке от Тракторного завода), а также доисторических животных, разгуливающих в тех местах – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, широкопалых лошадей и благородных оленей, нарисовать мысленно портреты тех, кто захоронен в скифских курганах или тех, кто копал катакомбы под горами на территории Волгоградской области… Особое внимание при описании доцарицынского периода края отводится описанию татаро-монгольских поселений, которые сделаны на основании путевых записок арабских и европейских путешественников, и Казанского ханства.
Отдельная глава («Рождение города-крепости») посвящена первым годам существования Царицына и действиям его основателя – казачьего атамана Ляпуна Филимонова, которому пришлось начинать не только со строительства острога на Царицынском острове, но и с поимки разбойных казачьих атаманов Ивана Кольцо и Богдана Барабаша, грабивших купцов и бояр на Волго-Донской переволоке; а также воеводе Григорию Засекину, построившему на месте острога крепость (он же возводил через два года Саратов). Годы это были неспокойные – то турки норовили пойти войной на Астрахань через Царицын, то разбойничали ватаги воровских казаков и крестьян. Вскоре крепость стала опорным пунктом для решения, как военных, так и торговых проблем Государства Российского. Интересно то, что автор «привязывает» свой рассказ к плану современного города, подстёгивая воображение читателя. Как пишет Г. Г. Наливайко, «Границы крепости в наложении на карту современного Волгограда можно провести от ресторана «Маяк» до ротонды напротив речного вокзала. Затем вдоль Аллеи Героев до проспекта им. Ленина и по проспекту Ленина и Советской улице до берега реки Царицы».

Периоду с 1616 по 1721 год посвящена глава «На страже границ и в пламени восстаний», в которой рассказывается не только о «боевых» страницах гарнизона крепости (подавление восстания Емельяна Пугачева, усмирение калмыков), но и о бытовых моментах. «Жители Царицына сельским хозяйством не занимались, а ловили рыбу, сушили, по возможности продавали её проплывающим мимо купцам, ремесленники обслуживали посадское население. Купцы имели в городе лавки по продаже различных товаров. Особенно ценилась соль, за которой в Царицын приезжали с Дона казаки. Жители имели огороды, выращивали огурцы, репу, дыни, сажали арбузы, многие обустраивали на подворье колодцы. Занимались царицынцы и сбором плодов с диких яблонь».
Из главы «Уездный город Российской империи» можно узнать, как и чем жил Царицын в 1721-1861 годах. К началу описываемого периода в городе имелись: «управа, избираемый жителями бургомистр, таможенная контора, тюрьма. В Царицыне находились торговые лавки, харчевни. Это отражено в сохранившихся архивах. Жители занимались рыбным промыслом, а зимой – подлёдным ловом миноги. Здесь выращивались арбузы, которые пользовались большим успехом в Москве. В городе разрешалось иметь огороды и копать колодцы. С 1688 года по царскому указу в Царицын присылался лекарь. Первым лекарем был Давыд Берлоу. В городе действовало несколько церквей, в том числе каменные храмы Иоанна Предтечи, построенный в 1704 году, и Троицкий, возведённый в 1701 году рядом с мужским монастырём, а также Успенский собор, вместо которого в 1730 году был сооружен каменный собор, и другие церкви. К 1720 году был построен мост через Царицу (по улице Советской)». Особенно интересны, на мой взгляд, страницы, посвящённые визитам в Царицын Петра I. Император бывал в городе несколько раз. В последний раз он провёл в нём целую неделю, осматривая сооружения Царицынской сторожевой линии, построенной по его решению – как известно, город наш издавна считается стратегически важным объектом. По описаниям и донесениям того времени сторожевая линия состояла из глубокого рва и ряда крепостей, защищавших Россию от нападений кочевников. В каждой крепости был гарнизон в 300-500 человек… а в самом Царицыне по результатам ревизии (переписи населения) 1738 года насчитали 403 мужские души, не считая солдат, офицеров и лиц, находившихся на государевой службе. Для сравнения – в Астрахани по результатам той же ревизии было1150 мужских душ…
«Строительство капитализма» - так называется глава, посвящённая периоду 1862-1916 годов. Как известно, для капитализма характерно хорошо развитая промышленность, а для промышленности немаловажное значение имеет транспорт. Может, поэтому глава начинается с рассказа об открытии железной дороги от Царицына до Калача. «Уже в 1861 году у берега Волги в зацарицынской части по улице Сердобской (КИМ) были построены станция Волжская и платформа с пассажирским вокзалом, откуда отправлялись поезда в сторону станций Садовой, Крутой (Максима Горького) и далее на Калач до станции Донской. Для перевозок населения имелось два паровоза и пассажирские вагоны. От вокзала по крутой деревянной лестнице можно было подняться на верхнюю трассу – бульвар с цветочными клумбами между улицами Царёвская (Пугачёвская) и Набережная (Степана Разина), где по вечерам играл духовой оркестр и прогуливались царицынцы». В 1870 году была создана вторая железнодорожная линия Царицын – Грязи (соединившая город с центром России), в 1882 году была проложена солевозная железная дорога, соединившая озеро Баскунчак, где добывалась соль, с Владимирской пристанью. Отсюда соль по реке Ахтубе перевозилась к Волге, к Царицыну. В1897 году открылось движение по линии Царицын – Тихорецкая, соединившая город с Кавказом и Новороссийском. В 1900 году от станции Лихая до станции Кривомузгинская открылось движение по Восточно-Донецкой железной дороге, соединившей город с Донбассом. Не отставало от железнодорожного транспорта и судоходство – в конце XIХ века по объёму обработанных грузов, прибывших по Волге, Царицын занимал второе место в Волжском бассейне, уступая лишь Нижнему Новгороду. Описав пути сообщения Геннадий Наливайко не забывает рассказать о промышленном производстве и торговле – городке братьев Нобелей, чугунолитейных заводах француза Борро и царицынца Барышева, предприятиях Серебрякова, упомянуть о торговых фирмах  миллионеров Лапшина, Воронина, Репникова… Волгоградцы, наверное, удивились бы, узнав, что живут на территории Франции! А, на самом деле, в этом нет ничего удивительного – рядом с Царицыным были построены посёлки Большая Франция и Малая Франция, в которых жили иностранные служащие и рабочие…
Периоду позднего капитализма и Первой мировой войны отводится глава «В водовороте революционного движения». И, как видно из названия, посвящена она описаниям забастовок, стачек и деятельности нелегальных кружков. Первый нелегальный кружок появился в Царицыне в 1885 году – его члены (35 человек) собирались на квартире служащего нефтеперегонного завода Г. А. Львова. Второй появился в 1888 году по инициативе исключённых из Казанского университета студентов Моисея Конюкова и Дмитрия Матвеева. Результаты их деятельности проявились в 1892 году, когда забастовали грузчики станции Волжская (Царицын) и станции Донской (у Калача). В 1895 году стачка прошла в швейной мастерской Рубенцова, в 1897 года – в Бекетовке на стекольном заводе «Америка», в 1898 году – рабочие на строительстве завода «Урал-Волга» («Красный Октябрь») и на лесозаводах Максимовых, в 1899 году – снова на заводе «Урал-Волга», в 1900-м году бастовали грузчики речных пристаней. Всё это так напугало городские власти, что они обратились к царю с просьбой прислать войска, и в Царицыне расположился Бобруйский полк. Это не остановило революционеров и стачки продолжались. В 1903-м году прошла первая маёвка – 200 рабочих переправились через Волгу и на берегу Кривого озера «слушали выступления социал-демократов о беспросветной жизни трудящихся в России». В 1905-м году, в период первой русской революции, к бастовавшим и митингующих рабочим и восставшим крестьянам Царицынского уезда присоединились солдаты Бобруйского полка, предъявившие требования к командованию – вернуть войска, посланные на усмирение крестьян, разрешить солдатам посещать митинги и собрания, запретить офицерам обращаться к солдатам на «ты». С оружием в руках, под музыку военного оркестра полк двинулся по городу от казармы (в районе метизного завода) на Никольскую площадь (площадь им. Ленина). Здесь состоялся митинг. Выступление Бобруйского полка было подавлено, а 22 солдата предстали перед судом… Листая страницы, посвящённые этому периоду, не устаёшь удивляться. Попробуйте найти перечень всех предприятий, когда ищете информацию о промышленности – и провозитесь недели, а здесь, по сводкам о стачках и митингах, раскрывается полная картина. Кто только в тот период не бастовал и не образовывал союзов. Самый необычный союз появился 24 июня 1906 года – в Царицыне провели собрание безработных, на котором был образован союз безработных и избран совет безработных! Вот такой размах носило революционное движение в Царицыне!
«Вся власть Царицынскому Совету!» - нет, это не лозунг, это – название очередной главы книги, которое говорит само за себя. 1917 год – сложный для всей России, не оставил в стороне и Царицын. Правда, глава начинается не с него, а с описания обстановки, сложившейся в городе накануне Февральской революции – открытие революционных кружков на орудийном заводе, стачки работников этого завода и восстания 141-го полка, протестовавшего против расправы с уклонявшимися от отправки на фронт однополчанами. Первый Совет рабочих депутатов появился в Камышине на следующий день после отречения Николая II от престола (16 марта),  и в этот же день на заводе ДЮМО в Царицыне был избран фабрично-заводской комитет. 18 марта по случаю свержения самодержавия в городе состоялся парад войск. Далее комитеты и советы создавались повсеместно, но ведущую роль в них играли эсеры и меньшевики – власти большевиков ещё не пришла пора. Время между двумя революциями было бурное и проходило в митингах и выборах, активной агитации и сборе сил (последнее относится к большевикам). Обстановка накалялась – одно за другим шли восстания солдат, отказывавшихся ехать на фронт. 8 августа из Саратова в Царицын прибыл карательный отряд полковника Корвин-Круковского для ареста руководителей Царицынской думы, побуждавших солдат не подчиняться военному министру. Восстановление порядка началось с арестов большевиков и закрытия газеты «Борьба». Это было делом нелёгким – Сергей Минин бежал, и его смогли задержать только под Камышином, а Якова Ермана пришлось арестовывать трижды – два раза его освобождали по требованию народа. Чтобы прекратить попытки освободить смутьянов, их отправили в саратовскую тюрьму. Летом и в начале осени 1917 года царицынцы пытались решить проблемы мирным путём – они осуждали действия карателей, выносили постановления, выпускали «Листки Борьбы»… И, возможно, не было бы многих интересных страниц истории нашего города, если бы… не солдаты 141-го полка, который перевели в Саратов после мятежа, который они устроили в декабре 1916 года. Полк организовал массовую демонстрацию с привлечением полков саратовского гарнизона, осадил тюрьму и освободил 28 большевиков, среди которых были Сергей Минин и Яков Ерман. Видимо, это напугало военного министра и на следующий же день штаб Казанского военного округа по требованию рабочих отозвал из Царицына полковника Корвин-Круковского. Новый виток революционных страстей был спровоцирован мятежом генерала Каледина, на подавление которого через Царицын выступил революционный отряд из Саратова, и были выделены два дополнительных полка из Казани. В конце октября 1917 года было принято решение о срочном формировании в городе Красной гвардии… Читая о том периоде и натыкаясь на фразы о «захвате власти Советами», настраиваешься на описание кровопролитных событий, но… Советская власть в Царицыне установилась мирно – 9 ноября Царицынский Совет по предложению большевиков образовал временный орган – Революционный штаб, к которому перешла вся полнота власти в городе. Увы, дальнейшие события уже не были мирными и бескровными – надвигалась Гражданская война.
О событиях 1918-1920 года Геннадий Наливайко рассказывает в главе «Волжская твердыня в огне Гражданской войны». Уже в начале 1918 года царицынцам предстояло укреплять свои позиции, бороться с мятежом генерала Каледина, ликвидировать контрреволюционный саботаж почтово-телеграфных и банковских чиновников. Не шуточные страсти разыгрывались на каждом предприятии города – рабочие устанавливали контроль над производством, собственники пытались вернуть его себе. Это было время очень смелых решений! Уже в конце 1917 года финансовое положение уезда находилось на грани катастрофы – перестали поступать денежные средства из центра. И тогда после долгих дебатов по настоянию большевиков городским Советом было принято решение о выпуске временных кредитных билетов Царицынского городского самоуправления. Уже в 1918 году были выпущены временные денежные средства достоинством в 1, 3, 5, 25 и 100 рублей. Номиналы и цвет денежных знаков соответствовали принятым в России стандартам. Деньги печатались в типографии на Спасской (Володарского) улице на бумаге, взятой на орудийном заводе. На денежных знаках стояли подписи городского головы Минина, а также управляющего Царицынского отделения Госбанка Т. Баха, казначея Андреева. Четвёртая подпись кассира ставилась вручную, что способствовало появлению фальшивых денег (выявлено 220 фальшивых кредитных билета). Всего было выпущено 5 858 545 рублей. В Царицыне эти деньги были прозваны «мининками». Финансовое положение Царицына стало устойчивым, начали расширяться финансовые операции в Царицынском Народном банке, Комиссариат финансов с 7 мая приступил к беспрепятственному обмену временных кредитных билетов на общие денежные знаки, имевшие хождение в РСФСР. При обмене были выявлены не только царицынские, но и астраханские местные деньги. Мирная жизнь была нарушена наступлением на Царицын 40-тысячной армии генерала Краснова. Началась подготовка к обороне города, которая обострялась прибытием в него анархических и «самостийных» отрядов, которые вносили сумятицу и разлагали дисциплину бойцов Красной гвардии – приходилось выделять войска для их ликвидации. Можно только удивляться, как справлялись руководители города и уезда с массой проблем, возникавших со всех сторон – следили за отправкой хлеба в Петроград, отбивали нападение армии Краснова и Деникина, раскрывали заговоры эсеров, восстанавливали Царицын после освобождения… Но, даже в таких сложных условиях, в людях оставалось что-то доброе и светлое. Например, 21-27 декабря 1919 года в городе была проведена «Неделя ребёнка», в ходе которой осуществились мероприятия по улучшению работы детских учреждений, по борьбе с преступностью. Заканчивается глава и книга так: «Учитывая заслуги, проявленные рабочими города Царицына как одного из центров обороны против империалистического натиска, Президиум ВЦИК на своём заседании 14 апреля 1924 года наградил пролетариат города орденом Красного Знамени».
Закрываешь книгу, и хочется сказать автору с укоризной: «Ну, как же так? Маловато будет! Ждём продолжения – про индустриализацию и Сталинградскую битву, про черкасовское движение и строительство Волго-Донского канала, про современный Волгоград!» Хотя, он, конечно, прав – история Царицына закончилась! В 1925 году город был переименован в Сталинград, и у него началась совсем другая история!

Эту и другие книги по истории Царицына-Сталинграда-Волгограда
спрашивайте в нашей библиотеке!

Нас можно найти по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий