2
августа 1942 года вошло в историю Великой Отечественной войны как день
Кущёвской казачьей атаки, 70-летие которой отмечалось в прошлом году. Семьдесят
один год назад полки донских и кубанских казаков атаковали гитлеровцев, пытаясь
отбить станицу Кущёвскую – один из важных стратегических объектов
Северо-Кавказского фронта на тот момент.

Учитывая
большой интерес к этой легендарной личности, который проявили посетители блога,
выведя пост о нём в верхние строчки рейтинга записей, мы продолжаем
рассказывать о Константине Иосифовиче.
Предлагаем
вашему вниманию наши наблюдения и анализ отдельных документальных источников,
имеющихся в нашей библиотеке и найденных в сети. Тематику размышлений подсказал
вот этот клип «Русской народной линии» из Интернета: Русские герои. Константин Недорубов
Отдадим
должное создателям клипа, которые постарались представить информацию о
Константине Иосифовиче красочно, но лаконично. И, тем не менее, отметим, что в
текст сообщений вкрались существенные фактические ошибки. Если участие
Константина Недорубова в боях под Карпатами (что тоже под вопросом) ещё можно
признать как факт «освобождения Украины и Молдавии», то по поводу Венгрии, Румынии, и Югославии этого сделать
нельзя – не воевал там Недорубов! Да, и демобилизован из рядов Красной Армии
Константин Иосифович был не в декабре 1944 года, а в октябре 1943, как
свидетельствуют документы.
Откуда
же взялись ошибочные сведения, и кто ввёл в заблуждение «Русскую народную
линию»?
Ответ предсказуем – народ. Образ казака Недорубова оброс легендами ещё
при его жизни, а уж после смерти фантазия людская разгулялась! В коллективной
монографии «Константин Иосифович Недорубов» (Волгоград : Панорама, 2009)
упоминается народная песня о Константине Недорубове, где сказано:
«Бил фашистов он под Сталинградом,
Замерзал, был ранен, но
не сдал.
В радостном весеннем
сорок пятом
По Берлину гордо он
шагал».
Авторы
монографии справедливо отмечают: «Нет, в защите Сталинграда Константин Иосифович
не участвовал и по Берлину не шагал. Но в легендах, наверное, неточности
простительны». Согласимся – в легендах неточности простительны. Но должны ли
мы, библиотечные работники, распространять легенды дальше, или наша задача – по
мере возможности, довести до общего сведения достоверные данные?
Берём
курс на достоверность и рекомендуем всем тем, кто интересуется личностью
Константина Иосифовича Недорубова, два документальных источника, которые
помогут развеять десятки мифов.
Перед
вами – полная биография Константина Иосифовича Недорубова – от рождения до
смерти, которая сопровождается историческими сведениями о жизни хутора
Рубежный, станицы Берёзовской, описаниями боевых операций Красной Армии в
период гражданской и Великой Отечественной войн. Отметим, что, несмотря на
научный характер, биография слегка напоминает агитку советских времён (особенно
ярко это заметно на примере описания участия Недорубова в гражданской войне). Сложно
сказать, что стало причиной, но отдельные моменты монографии у внимательного
читателя вызывают ряд вопросов, ответы на которые можно найти только в других
источниках. Например, создаётся впечатление, что Недорубов попал в госпиталь
практически сразу после Кущёвской атаки, но на счету Константина Иосифовича
после Кущёвки – ещё несколько боевых эпизодов, отмеченных в документах на
награждение.
Распутать
клубочек несоответствий из монографии «Константин Иосифович Недорубов»,
отмеченных при описании гражданской или Великой Отечественной войны, поможет
второй рекомендуемый нами источник – сборник «Вспомним, братцы, про былое!» Как
видно из названия сборника, он составлен в первую очередь из воспоминаний -
воспоминаний участников Кущёвского сражения – донских и кубанских казаков. Но
личности «эталона казака» - Константину Недорубову посвящено несколько
отдельных глав: «Правда и мифы о герое земли Донской К. И. Недорубове»,
«Компромат на героя, «Итак, о мифах», «О ком грустит на площади клён?», «Цена
Георгиевскому кресту», «В каком краю, в каком сражаться стане?», «Рубежинский
мятеж» и «Время на коней». Авторы-составители мало ссылаются на документальные
источники, когда поднимают «неприятные вопросы» о всенародном любимце, но,
здравый смысл заставляет задуматься над ними, вспомнить то, что известно о быте
и нравах казаков, что стало известно из других источников. Например,
подвергается сомнению принадлежность Недорубова к казачьей бедноте. Вспоминаем,
что нам известно о сборах казака на службу – нужно было иметь своего коня.
Бедным коня покупали на казённый счёт. Сведений о такой покупке коня для
Недорубова нет, следовательно, авторы правы в утверждении – к бедноте
Константин Иосифович не относился. В другой раз авторы-составители проясняют
один момент, который постарались обойти авторы монографии «Константин Иосифович
Недорубов» - факт службы героя-казака «и вашим, и нашим», и не добровольный, а
принудительный переход на сторону красных Недорубова после нескольких голодных
месяцев в плену… Сборник «Вспомним, братцы, про былое» заполняет лакуны в
биографии Недорубова и заставляет читателя посмотреть на эту личность с
непривычной точки зрения. Впрочем, читатель может составить собственное мнение
о достоверности рассказов о Недорубове, обратившись к первоисточнику - в
сборник включены воспоминания самого К. И. Недорубова, написанные им в
соавторстве с В. Ф. Сутчевым «Боевой путь 4-го кавалерийского эскадрона,
казаков, добровольцев».
И, не можем, не отметить добротного, достоверного изложения материала в совокупности с живостью и эмоциональностью рассказа людей, знавших Константина Иосифовича, которые продемонстрировали создатели фильма Заговоренный. Три войны казака Недорубова
Упоминаемые источники:
1. Константин Иосифович Недорубов / под ред. С. А. Кокорина, Ю. Ф. Болдырева, С. А.
Аргасцевой, М. М. Самко. – Волгоград : Панорама, 2009. – 352 с.
2. Вспомним, братцы, про былое. 65-летию Кущёвской битвы
посвящается / под ред. А. С. Плотникова, А. А. Бирюкова. – Волгоград : ООО «РПК
«ЛБФ», 2007. – 115 с.
у Недорубова К.И. 2 георгиевских креста нашего прадеда Брехова Василия Тихоновича,выменянных нашей прабабушкой за мешок муки
ОтветитьУдалить"И нашим и вашим?" Не стыдно? Прямо декоммунизация какая-то. Даже если переход Недорубова на сторону Красных не был добровольным, что мешало Недорубову сесть на коня и доехать до Белых? Ну никак не укладывается в либеральную голову ПСЕВДОисториков, что многие за Советами шли потому, что верили в новую власть.
ОтветитьУдалитьВасилий Соколов, советую обратиться к названному источнику, где на основании воспоминаний Недорубова можно понять, что вера в новую власть ни при чём. Несколько месяцев Недорубов провёл в плену, где его и его товарищей не кормили. Человек, поверил в новую власть, которая его несколько месяцев морит голодом? Недорубов не скрывал, что поначалу в Советскую власть не верил.
Удалить