вторник, 7 мая 2024 г.

Голос фронтового поколения – Борис Слуцкий

 

7 мая 1919 года (105 лет назад) родился поэт-фронтовик Борис Слуцкий.

Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919 года в Славянске (Изюмский уезд, Харьковская губерния, Украинская ССР) в семье служащего и преподавательницы музыки. В 1922 году семья переехала в Харьков.

В 1937 году Слуцкий поступил в Московский юридический институт, а в 1939-м – в Литературный институт (семинар Ильи Сельвинского). Там он подружился с Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Сергеем Наровчатовым, Давидом Самойловым. В марте 1941 года Слуцкий опубликовал первые стихи.

А потом была война.

Слуцкий прошел путь от рядового до майора. В 1941 г., окончив Литературный институт, ушел добровольцем на Западный фронт (тогда же опубликовал первые стихи). Вначале, с учетом его юридического образования, был следователем дивизионной прокуратуры. С декабря 1942 г. — на политработе. Участвовал в Московском сражении, в освобождении Украины, Молдавии, стран Восточной Европы. Воевал на территории Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, Румынии, что впоследствии отразилось в его переводческой деятельности.

В 1948 году Илья Эренбург включил несколько четверостиший «Кёльнской ямы» в свой роман «Буря». Автор указан не был. Позднее он написал о том, что стихотворение – образец анонимного солдатского творчества. Борис Слуцкий роман прочитал – он в это время лежал на диване в Харькове с головной болью.

«Однажды, листая «Новый мир» с эренбурговской «Бурей», я ощутил толчок совсем физический – один из героев романа писал (или читал) мои стихи из «Кельнской ямы». Две или полторы страницы вокруг стихов довольно точно пересказывали мои военные записки. Я подумал, что диван и… головная боль – это не навсегда».

Слуцкий не обиделся: хорошо, что хоть один его текст опубликован. Значит, могут быть изданы и другие. Значит, нужно писать. И отнести эти стихи Эренбургу. Так советский классик стал постоянным читателем начинающего автора.

После встречи с Эренбургом ждать первых поэтических сборников Слуцкому пришлось еще долго. 

Борис Слуцкий началом своей творческой биографии считал стихотворение «Памятник» (1953), вызвавшее заметный общественный резонанс. От заключительной строки «Но был я великим, а стал я простым» — тянется нить к другим, более поздним строкам поэта: «И мрамор лейтенантов — Фанерный монумент» («Голос друга»), приведшим в ярость высокопоставленных чиновников от литературы и книгоиздания. В «Памятнике» сказалась одна из основополагающих черт творчества — нелюбовь к пышным «монументам», тяга к обычным, рядовым людям, их большим и малым заботам, будням и праздникам, умение уловить и раскрыть поэзию жизненной «прозы».

В 1956 году стали появляться первые публикации Слуцкого в толстых журналах, а в мартовском номере детского журнала «Пионер» было опубликовано стихотворение «Лошади в океане». Оно понравилось Александру Твардовскому, Ярославу Смелякову, Николаю Тихонову…

«Лошадей» Слуцкий написал еще в 1951 (по другим данным – в 1950) году, вдохновившись рассказом его друга об американском корабле, который потопили немцы. Потом это стихотворение перепечатывали десятки раз. Было четыре польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько мелодий: самую известную песню сочинил бард Виктор Берковский.

В 1957 г. появилась первая книга «Память», в 1959 г. — «Время», затем другие. Фронтовая юность прочно вошла в его стихи — с их резкостью, драматической напряженностью, подчеркнутым тяготением к прозе, своеобразной разговорной лексикой, перебоями ритмов. Война в них показана со многими точными подробностями, как тяжкий труд, одновременно будничный и трагичный. Автор занимает свое место в поэзии того времени, утверждаясь в ней стихами о войне. В них – солдаты Отчизны, которые шли в бой, терпели смертные муки и испытывали радость великих побед («В бой, на врага подымавшие роту», «Лично, непосредственно бравшие столицу Германии — город Берлин», «Памятник», «Кельнская яма», «Хуже всех на фронте пехоте!», «Я говорил от имени России», «Сверстники», «Война»).

Памяти друга, поэта-фронтовика Михаила Кульчицкого, погибшего в бою в январе 1943 г., посвящены стихотворения «Голос друга», «Декабрь 41-го года», «Памяти М. Кульчицкого». Его дружба со школьной скамьи с Кульчицким сыграла большую роль в формировании Б. Слуцкого.

Слуцкий был демобилизован в 1946 г. по болезни (последствия фронтовой контузии) в звании гвардии майора, награжден несколькими орденами.

В стихах Бориса Слуцкого воплощен нравственный облик ровесников, которые сделали все, что смогли «с песней солдатской в ногу», в суровой школе войны поняли «самую суть мира», узнали, что такое — преодоление страха и «неболтливое сознание долга» («Политрук», «Мои товарищи», «Сбрасывая силу страха», «Надо, значит, надо», «Есть!», «Школа войны», «Одногодки»).

Поэт вспоминает первый день войны, октябрь 1941 г., отдельные эпизоды боев, фронтовую дружбу («Воспоминание», «Первый день войны», «Воспоминание о дружбе»), юного солдата, который в двадцать первый день войны думал о двадцать первом веке («Одиннадцатое июля»), говорит о небывалом взлете человеческого духа («Чистота»).

Для Б. Слуцкого характерно тяготение к самой суровой, зачастую горестно неприглядной правде: «… Опишу то, что вижу, так, как вижу» («Хорошее зрение»).

Общая эволюция творчества Б. Слуцкого сказалась на трактовке им военной темы. Поэт всегда воспринимал войну как трагедию — для миллионов вовлеченных в нее людей и каждого ее участника в отдельности. В поздних стихах трагизм войны подчеркивается ярче обыденностью подробностей: «Вниз головой по ржавой мостовой / Война меня влачила» (одноименный стих).

Памяти Бориса Слуцкого посвятила стихотворение «Наш комиссар» поэтесса фронтового поколения Юлия Друнина.

Исследователь творчества Б. Слуцкого Юрий Болдырев отмечал: «Писать об одном стихотворении Бориса Слуцкого, посвященного войне, очень трудно. От любого из его стихотворений о войне протягивается ниточка к другим – и часто даже к тем, в которых о войне вроде бы ни слова или есть одно-два выражения, брошенных мимоходом, но мгновенно меняющих ракурс и освещение картины. Ниточки эти — от строки одного произведения к строке другого либо к его смыслу — не заметить невозможно и обрывать не хочется...».

Вспоминаются произведения «Немецкие потери», «Итальянец», «Из плена», в которых отразились добродушие и великодушие советского солдата. В стихотворении «Роман Толстого», опубликованном в 1966 г. в февральском номере «Знамени», ничего описательного о военных буднях не было. Поэт предстал историком войны, историком своего времени. О времени ином, большом, о военной поре («Роман Толстого» в эти времена перечитала вся страна) говорит почти весь текст произведения. О том, как в роман «отступали из войны», чтобы вдохнуть кутузовской и тушинской стойкости и уверенности в победе и понять «какими быть должны», как менялись люди, освещенные Толстым, менялись внутренне и внешне, «любили по Толстому» и «воевали тоже по Толстому», — и побеждали. Это происходит всегда, если у великого народа есть великая литература: и в горестном, сорок втором, и в победном, сорок пятом, и в иные годы и десятилетия, с отдельными людьми или, если возникает необходимость, со всей страной.

«Впрочем, было ли что-нибудь / лучше и выше, / чем то правое дело, / справедливое наше, / Чем Великая Отечественная война», — писал Борис Слуцкий в стихотворении «Мороз».

Крушение идеалов, одиночество и болезнь до времени свели его в могилу. Последние годы жизни Слуцкий провел у брата Ефима в Туле; в течение продолжительного времени находился в психиатрической лечебнице. Скончался 23 февраля 1986 г. Спустя семь лет рядом с ним на Пятницком кладбище Москвы был похоронен Ю. Болдырев, который опубликовал более тысячи стихотворений Слуцкого и многое другое, написанное «в стол». Публикации поэта, появлявшиеся в последние годы его жизни и после кончины во многом дополнившие и по-новому раскрывшие его облик, были большей частью подготовлены Юрием Болдыревым на основе архива поэта, его записных книжек («А на снежной войне — словно в снежной пустыне...», «Солдатские разговоры»).

Слуцкий писал очень много: каждый день по стихотворению, а в лучшие годы – по три–четыре в день. Когда готовился к изданию его первый сборник «Память», он принес фанерный чемодан. Весь он до верха был наполнен рукописями. Для сборника было отобрано порядка 40 стихотворений.

После того как Болдырев опубликовал 1000 стихотворений, у исследователей была полная уверенность, что литературный секретарь Слуцкого исчерпал запасы. Однако в 2017 году, благодаря усилиям актера и барда Андрея Крамаренко, было обнаружено еще порядка 300 неизвестных стихотворений поэта. Некоторые стихи опубликованы, а часть – нет...

С 2015 г. в г. Туле проводится Всероссийский литературный фестиваль фронтовой поэзии имени Бориса Слуцкого. По словам организаторов, фестиваль призван помочь патриотическому и эстетическому воспитанию молодежи, поддержать и привлечь к литературному творчеству талантливых авторов в регионе, напомнить о значении Победы с помощью литературных свидетельств эпохи.

 

Борис Слуцкий читает свои стихи



Фрагмент фильма «Застава Ильича»




Фрагменты стихотворения «Кёльнская яма» (фрагменты)


Лошади в океане (в исполнении Виктора Берковского)




Комментариев нет:

Отправить комментарий