воскресенье, 28 апреля 2024 г.

Книги-юбиляры. «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка

В 1929 году (95 лет назад) отдельной книгой вышел роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Эрих Мария Ремарк - немецкий писатель и один из самых ярких представителей потерянного поколения, автор популярнейших антивоенных романов XX века.

Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германия). Эрих был вторым ребенком в семье книжного переплетчика Петера Франца Ремарка и Анны Марии Ремарк (Шталькнехт до замужества). Старший брат Теодор Артур, к сожалению, умер в 5 лет, в семье были и сестры - Эрна и Эльфрида.

21 ноября 1916 года Ремарка призвали в армию, а уже 17 июня 1917 года молодого человека направили на Западный фронт (Западный фронт состоял из территории Бельгии, Эльзаса и Лотарингии, Люксембурга, рейнской провинции Германии и северо-востока Франции).

31 июля 1917 года Эрих Ремарк был ранен осколками в левую ногу, правую руку и шею, поэтому остаток войны он провел в госпиталях Германии.

9 сентября 1917 года умерла мать писателя, у нее был рак прямой кишки. Он написал в личном дневнике: «Видел ее мертвой в больнице, но не смог ее узнать». Смерть любимой мамы потрясла Ремарка настолько, что он взял ее имя - отныне больше не было Эриха Пауля Ремарка, но появился известный нам Эрих Мария Ремарк (Мария - имя матери).

Автор создал одну из своих самых известных книг (в 1929 году), опираясь на пережитое им на войне. В произведении «На Западном фронте без перемен» вы не увидите пошлости, вычурных пафосных фраз, лозунгов, ведь если отбросить все это, то остается лишь суть войны - грязь, кровь, потери и безнадега. Эта книга стала причиной нацистских гонений в сторону Ремарка, его тексты запрещали и демонстративно сжигали.

В 1938 году Эрих Мария Ремарк был лишен германского гражданства (год выхода «Три товарища»). В решении суда говорилось: «При поддержке еврейской прессы он самыми мерзкими средствами оскорблял память павших на мировой войне, и, уже,  поэтому должен быть исключен из германского народного сообщества.»

Писатель переехал в Швейцарию, но в Германии осталась его сестра Эльфрида, ее казнили. О ее смерти Ремарк узнал после того, как война закончилась, он посвятил ей роман «Искра жизни».

Роман написан от лица самого обычного солдата по имени Пауль Боймер, находящегося на фронте Первой мировой войны.

Повествование начинается с рутинного приема пищи, это отлично показывает читателю, что на войне находятся такие же люди, со своими страхами и надеждами, голодом и холодом.

«Когда первые из нас стали выползать из бараков, был уже полдень. Через полчаса мы прихватили наши котелки и собрались у дорогого нашему сердцу «пищемета», от которого пахло чем-то наваристым и вкусным. Разумеется, первыми в очереди стояли те, у кого всегда самый большой аппетит: коротышка Альберт Кропп, самая светлая голова у нас в роте и, наверно, поэтому лишь недавно произведенный в ефрейторы; Мюллер Пятый, который до сих пор таскает с собой учебники и мечтает сдать льготные экзамены; под ураганным огнем зубрит он законы физики; Леер, который носит окладистую бороду и питает слабость к девицам из публичных домов для офицеров; он божится, что есть приказ по армии, обязывающий этих девиц носить шелковое белье, а перед приемом посетителей в чине капитана и выше - брать ванну; четвертый - это я, Пауль Боймер. Всем четверым по девятнадцати лет, все четверо ушли на фронт из одного класса.»

Эти юные мужчины едва закончили школу и уже на войну, подгоняемые пропагандистскими выкриками таких людей, как Канторек. Пережить еще один день - это главное. Ребята радуются каждой мелочи после окончания еще одного дня, где они стоят на грани смерти.

Солнце, поле, маки, сигареты и разговоры с друзьями приобретают новый окрас в таких обстоятельствах, они не связаны войной, такие моменты несут в себе суть жизни.

«Как легко могло бы случиться, что сегодня нам уже не пришлось бы сидеть в этих кабинах, - ведь мы, черт побери, были на волосок от этого. И поэтому все вокруг воспринимается так остро и заново - алые маки и сытная еда, сигареты и летний ветерок.»

Каждый день в мыслях главного героя сталкиваются два мира - желание жизни и необходимость отнимать ее у других людей, рискуя потерять собственную.

Конечно, Пауль осознает, что излишние размышления - это не меньшие риски.

«...все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя».

Главный герой получил отпускное свидетельство - он ненадолго едет домой. Тут противопоставляются гражданский мир и фронт.

Домашние были рады видеть Пауля, его мать болела, но старалась не показывать этого сполна. Отец юноши невероятно гордился сыном-солдатом, он мечтал показать его в военной форме своим друзьям, но Паулю этого совсем не хотелось, герой стремился уединиться, чтобы не отвечать на вечные расспросы о войне.

Молодой человек осознает, насколько же велика пропасть между представлениями гражданского человека о фронте и жизнью реального солдата в реальной окопе. Пауль узнал, что его бывший учитель (который и мотивировал своих учеников пойти добровольцами) Канторек был и сам призван в ополчение, теперь он ходил под командованием своего бывшего ученика, вот так иронично все сложилось для главного агитатора.

«На уроках гимнастики Канторек выступал перед нами с речами и в конце концов добился того, что наш класс, строем, под его командой, отправился в окружное военное управление, где мы записались добровольцами.»

«Помню как сейчас, как он смотрел на нас, поблескивая стеклышками своих очков, и спрашивал задушевным голосом: - «Вы, конечно, тоже пойдете вместе со всеми, не так ли, друзья мои?»

«У этих воспитателей всегда найдутся высокие чувства, - ведь они носят их наготове в своем жилетном кармане и выдают по мере надобности поурочно. Но тогда мы об этом еще не задумывались.»

«Правда, один из нас все же колебался и не очень-то хотел идти вместе со всеми. Это был Иозеф Бем, толстый, добродушный парень. Но и он все-таки поддался уговорам, - иначе он закрыл бы для себя все пути. Быть может, еще кое-кто думал, как он, но остаться в стороне тоже никому не улыбалось, - ведь в то время все, даже родители, так легко бросались словом «трус».

Но, конечно, оказавшись на реальной, а не газетно-пропагандистской войне, Канторек сдулся.

«И вот передо мной стоит рядовой Канторек, внезапно, как по волшебству, утративший всю свою власть, кривоногий, с руками, как ручки от кофейника, с плохо вычищенными пуговицами и со смехотворной выправкой. Не солдат, а недоразумение.»

После короткого отпуска Пауля поставили на охрану лагеря пленных русских, очень интересны его мысли об этих людях. Он видит их »детские лица с бородами апостолов» и думает, что кто-то сверху объявил, что эти русские - враги, но Пауль не чувствует ненависти, он хочет помочь. Юноша носит им сигареты и еду, видит, как каждый день пленники отпевают и хоронят погибших.

«Сколько все-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, - в человеческих глазах».

Поражает эпизод убийства Паулем французского солдата во время рукопашного боя, случившегося в окопе.

Главным отличием от всех предыдущих смертей стало то, что в этот раз главный герой сделал это своими руками. Человек погиб не от артиллерийских обстрелов или разрыва гранаты, а лицом к лицу.

Пауль смотрел на то, как жизнь покидает глаза противника, он не мог прекратить этого. Далее мы видим монолог, идущий из душевной боли и вины. Отнимая чужую жизнь голыми руками, человек отчасти теряет свою.

«Товарищ, я не хотел убивать тебя. Если бы ты спрыгнул сюда еще раз, я не сделал бы того, что сделал, - конечно, если бы и ты вел себя благоразумно. Но раньше ты был для меня лишь отвлеченным понятием, комбинацией идей, жившей в моем мозгу и подсказавшей мне мое решение. Вот эту-то комбинацию я и убил. Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я. Я помнил только о том, что у тебя есть оружие: гранаты, штык; теперь же я смотрю на твое лицо, думаю о твоей жене и вижу то общее, что есть у нас обоих. Прости меня, товарищ! Мы всегда слишком поздно прозреваем».

Ремарк очень четко доносит до мира суть появления потерянного поколения. Вчерашние школьники отправились на фронт с красивой идеей о высоких идеалах и потеряли все. Да, они выжили, но живут ли сполна? Как юноше, который провел несколько лет в окопах, интегрироваться в мирную жизнь после войны? Как строить свою судьбу дальше, отбросив годы окоп, грязи и смертей?

«Я молод - мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, - это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше поколение.»

«Теперь мы вернемся усталыми, в разладе с собой, опустошенными, вырванными из почвы и растерявшими надежды. Мы уже не сможем прижиться».

Война почти подошла к концу, все друзья главного героя мертвы, а он остался единственным выжившим из одноклассников, отправившихся добровольцами на фронт. Но вскоре погиб и сам Пауль, его смерть стала лишь одной из сотен тысяч других сухих строк в военном отчете.

«Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен».

Вот такая получилась история одного из миллионов солдат. Эрих Мария Ремарк пишет простым и искренним языком, его произведения западают в самое сердце, ведь они рассказывают истории обычных людей, которых унесло жестоким смерчем войны.

Я считаю, что эта книга обязательна к прочтению.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий