воскресенье, 23 июля 2023 г.

Книги-юбиляры. «Человек в футляре» Антона Павловича Чехова

 

В июле 1898 года (125 лет назад) был впервые опубликован рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре»

Летом 1898 года Антон Павлович Чехов написал первый рассказ «маленькой трилогии», состоящей из трёх частей: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» – вышедших в июльском и августовском номерах журнала «Русская мысль». Все три рассказа связывает тема «футлярности». На первый взгляд кажется, что только Беликов, герой «Человека в футляре», воплощает образ закрывающегося от реальности и от самой жизни человека. В действительности герой «Крыжовника» так же гиперболизировано отгорожен от мира в своей усадьбе, живёт своими мечтами о невозможной взаимности и Алёхин из рассказа «О любви».

Однако именно название первого рассказа трилогии и имя Беликова стали именами нарицательными и прочно утвердились в национальном сознании. Даже тот, кто не прочёл в школьные годы рассказ Чехова, поймёт значение словосочетания «человек в футляре».

Будто предсказывая судьбу своего произведения, Чехов пишет от лица рассказчика Буркина: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Над рассказом «Человек в футляре» А.П. Чехов трудился в мае-июне 1898 г. Тогда он с семьей жил в Мелиховке. Известно, что 15 июня 1898 г. писатель уже отправил рассказ в редакцию журнала «Русские мысли». В этом же году произведение было опубликовано в седьмом номере указанного периодического журнала. Рассказ стал первой частью «маленькой трилогии» – серии рассказов, которую Чехов так и не закончил. Антон Павлович работал над «Человеком в футляре» в период спада активности творческой деятельности. Вскоре писатель узнал, что заболел туберкулезом. Из-за проблем со здоровьем он едва успел закончить серию произведений. Некоторые рассказы так и остались не написанными.  

Исследователи жизни и творчества Антона Павловича, ссылаясь на слова современников писателя, утверждают, что образ главного героя «Человека в футляре» имеет прототипа, но единственного мнения по поводу этого нет. Есть несколько людей, которые отдаленно напоминают личность Беликова.

В.Г. Богораз, М.П. Чехов – современники Антона Павловича – утверждали, что образ Беликова списан с инспектора таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконова. Были и те, кто отвергали это предположение, говоря, что Дьяконов не похож на Беликова по характеру.

Юрий Соболев был уверен, что прототипом главного героя стал М.О. Меньшиков, известный в чеховскую эпоху публицист. В записной книжке Антона Павловича находим запись о том, что Меньшиков в сухую погоду защищался от жары зонтиком, носил калоши. Мужчина также не умывался холодной водой, так как у него было больное сердце. Тем не менее, сходство между героем рассказа и Меньшиковым только внешнее. Также у Чехова находим запись о его брате Иване. Он тоже брал с собой в хорошую погоду зонтик. Учитывая все предположения современников, большинство литературоведов сходятся во мнении, что образ Беликова собирательный.

Рассказ не остался без отзывов критиков. Одни говорили о нем как о гениальной вещи, другие считали непримечательным произведением. А.А. Измайлов отмечал, что в «Человеке в футляре» соединено серьезное и комичное. Эта особенность смущала критика. Н. Виленкин тоже обратил на нее внимание, но утверждал, что это противоречие свидетельствует о мастерстве писателя.

Наиболее грубый и резкий отзыв рассказ получил от К.П. Медведского. Критик посчитал произведение «бессодержательным и плохим». А.П. Чехов же, по его мнению, умеет воспроизводить только внешнюю оболочку жизни.

По рассказу А.П. Чехова было снято несколько фильмов русскими и зарубежными режиссерами. В 1939 году появился одноименный отечественный фильм. В 1958 г. По произведению сняли фильм в Бразилии, а в 1983 г. – в Финляндии.

Таким образом, историю написания рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» нужно рассматривать в связи с биографией автора. Стоит помнить, в каких условиях было создано произведение. Нельзя упускать сведения о прототипе главного героя рассказа, а также отзывы критиков о нем.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий