суббота, 24 января 2015 г.

Трагедия казачества: День памяти жертв геноцида против казачества

Сегодня, 24 января, в День памяти геноцида против казачества мы публикуем сценарий вечера памяти "Трагедия казачества", который прошёл в нашей библиотеке 24 января 2014 года. 



1 ведущий:

Россия. Январь. Девятнадцатый год. -
Визжит циркуляра кровавая строчка:
– Казачий народ поголовно в расход!
Всеместно! Без жалости! К стенке и точка!

Такого не знала страна до сих пор,
Поставлен народ за чертою закона.
Расправил крыла большевистский террор,
В итоге погибших под два миллиона.

Сдавайся! Смирись! Ворохнуться не смей!
Иначе в леваду под дробь пулемёта.
Репрессии, ссылки, расстрелы семей.
И старых, и малых под корень без счёта.

Столетье промчалось, а память живёт,
В сердцах отпечатаны строки декрета.
И выживший в муках казачий народ
Навряд ли когда позабудет про это.
Евгений Меркулов

24 января – страшная дата в истории казачества. 95 лет назад – 24 января 1919 года – было подписано циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) «Об отношении к казакам», положившее начало красному террору против казачества. В истории России последовавшие за этим события получили название «расказачивание». Количество жертв репрессий не поддаётся подсчётам. По расчётам одних учёных – около 800 тысяч, по расчётам других – до 3 миллионов. Принято решение называть среднюю цифру - около 2 миллионов погибших.
В память о безвинно убиенных казаках объявляется минута молчания.

Видео «Красный террор. Расказачивание»

Казаки – опора России. Так принято было считать до революции. Казаки участвовали во всех войнах Российской империи и неизменно приносили ей славу. Новая власть смотрела на них иначе. Казаки – опора царизма! В конце своего правления имперская полиция не справлялась с бунтарями и к наведению порядка привлекались казачьи части, как самые благонадёжные. Крепко-накрепко запомнили многие члены ревкомов казачью науку, которая писалась нагайками по спинам при разгоне демонстраций.
Первыми декретами Советская власть отменила сословные привилегии и отдала землю народу. Лозунгом того времени было равенство. «Отнять всё у богатых, да поделить!» - был настрой восставшего народа. А казаки славились своим богатством. Льготы, данные царями за верную службу по охране границ, по защите Отечества на фронтах всех войн, вызывали зависть. На самом деле – на территории Области Войска Донского казакам принадлежало 4/5 всей земли, а казачье население составляло всего 43 %. Казаку полагался земельный надел в пять раз больший, чем у не казака. Даже, если сам казак не мог обработать землицу, он мог сдать её в аренду и получать прибыль. Бедных казаков почти не было – считалось зазорным быть бедным, потому что у казаков слово «бедняк» приравнивалось к слову «лодырь».
Не только казачья земля была бельмом на глазу у новой власти. Область Войска Донского была государством в государстве – у казаков были свои порядки, свой суд, своя система хозяйства. Если где-то могли собраться силы, способные противостоять Советской власти, то это был Дон. Именно сюда в первые же месяцы после революции были отправлены войска из Петербурга – именно здесь новая власть собиралась давить контрреволюцию самым жёстким образом.
Реакция казаков не заставила себя ждать – уже в начале 1918 года начались первые восстания. Циркулярное письмо, подписанное 24 января 1919 года, только подлило масла в огонь – началась неприкрытая война. Если в 1918 году восстания происходили из-за дележа земли, то теперь борьба шла на выживание. И страдали в первую очередь самые беззащитные – старики, женщины и дети.
Первые пункты печальной директивы «Об отношении к казакам» гласили:

- Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
- Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
- Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у которого будет обнаружено оружие после срока сдачи».


Больше можно было ничего не писать. Тремя пунктами директивы уничтожался практически весь народ. Среди казаков, как вы помните, почти не было бедноты, значит, истребить надлежало практически всех. Излишками бойцы продотрядов считали даже семенной хлеб – то есть тот, который был оставлен для посева на следующий год. Отнять его, означало оставить семью голодать. Разоружить казака-воина, значит, нанести ему оскорбление. То, что для всех считается оружием, для казака – символ его принадлежности к казачеству. Например, шашка – обязательный атрибут голосования на Круге. Перефразируя известное выражение про то, что «без бумажки ты букашка», можно сказать: «Казак без шашки – не казак». К тому же у казаков было много наградного оружия, с которым не хотелось расставаться – это память о славе, о подвигах (своих или предков).
Принятых мер показалось мало. За первой директивой последовал ещё ряд документов один страшнее другого. Печально известен в этом плане Реввоенсовет Южного фронта. Именно оттуда исходили самые страшные приказы, циркуляры, инструкции и директивы.
7 февраля появляется инструкция, согласно которой надлежало расстреливать «...всех без исключения казаков, занимавших служебные должности по выборам или по назначению окружных и станичных атаманов, их помощников, урядников, судей и прочих, всех без исключения офицеров красновской армии, всех богатых и так далее».
16 марта тот же самый Реввоенсовет Южного фронта выпускает директиву, где требует:
1. Сожжение всех восставших хуторов;
2. Расстрелы всех лиц без исключения, которые принимали участие в восстании, прямое или косвенное;
3. Массовые расстрелы через каждые 10 человек взрослого мужского населения на восставших хуторах;
4. Взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
5. Широкое оповещение населения, станиц и хуторов о том, что все, кто будет замечен в оказании помощи восставшим, все станицы и хутора, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и при первом случае обнаружения помощи, предаваться сожжению».
В результате карательных мер против казаков по приблизительным подсчётам только на Дону погибло около миллиона человек – это 35% населения. В некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей.
Многих казаков выслали из станиц, освобождая земли для неказачьего населения. Многие казаки покинули родные места по собственной воле, спасая детей, отрекаясь от всего, что было раньше. Одни уезжали на чужбину. Другие остались в России, но перестали называть себя казаками и ничего не рассказывали своим детям о том, откуда родом, кем были раньше.
Но было немало таких «советских казаков», которые бережно хранили память о предках, и с гордостью продолжали называться казаками. Именно благодаря этим людям казачество дожило до наших дней. Именно их настойчивость и упорство помогли добиться снятия ограничений на службу казаков в Красной Армии, а позже прославить казачество на фронтах Великой Отечественной войны. Например, наш земляк, казак Константин Иосифович Недорубов – герой трёх войн (Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной) заслужил звание Героя Советского Союза. Славно воевали и другие казаки-красноармейцы.
После войны казачество оказалось не у дел. В мирное время казаки, словно, растворились среди других народов, исчезли, ушли в легенды. Это было обманчивое впечатление. Когда в 1991 году появился закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», и в нём были упомянуты казаки, их потомки подняли головы и начали возрождать казачество.
Дело это оказалось трудным. За 72 года многое было утеряно, многое утратило своё значение. Но казаки – народ упорный. Они старательно собирают по крупицам знания о культуре, языке своего народа, восстанавливают то, что ещё подлежит восстановлению.
Сегодня мы расскажем вам о казачьей культуре, которую мы едва не потеряли.
2 ведущий (показ презентации «Донской казачий костюм»):
Как по внешнему виду можно определить – кто перед вами: русский, украинец, немец, француз или казак? Конечно, по костюму.
Костюм донского казачества формировался веками и претерпевал изменения. Многое заимствовалось у соседних народов или у побеждённых врагов в качестве трофея.
В XVI-XVIII веках костюм донских казаков носил восточный отпечаток – последствия многолетней борьбы с хазарами, татарами, турками. Все платья были ярких цветов из сукна, бархата, шёлка, расшитые галунами и позументами. Казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Они носили бархатные и камлотовые кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Одним из развлечений у казаков того времени было что-то вроде модных дефиле – они с удовольствием демонстрировали наряды из своего гардероба. Не отставали и казачки. Даже простые (не богатые) казачки щеголяли зимой в шелковых платьях и бархатных шубах, опушенных мехом, летом ходили в кисее и бареже. Ситец использовался только для ношения дома.
Зимой казаки носили шубы и тулупы. Традиционная донская шуба шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалась парчой и бархатом. Её длина доходила до пят. Она была без застёжки, с удлинёнными рукавами. Любимыми цветами казаков были красный и синий.
Европейские моды стали распространяться на территории Войска Донского после Отечественной войны 1812 года. Мужчины одеваются во фрачные костюмы, которые не всегда одобряются. Например, известна история, когда Платов, заметив на улицах Новочеркасска двух франтов-студентов Харьковского университета, приказал им переодеться в казачью одежду. Поменялся и наряд женщин – они также начали носить европейское платье. Но и это не приветствовалось. По воспоминаниям личного врача императора Александра I, тот, заметив на улицах казачек в европейском платье, приказал «барону Дибичу купить дорогих шелковых и парчовых материй для подарка донским дамам, с тем, чтобы они непременно носили своё национальное платье, т. е. кубельки и казацкие головные уборы». Простые казачки сохраняли особенности своей одежды вплоть до первой четверти ХХ века.
Что же такого было в одежде казаков, что отличало их от других народов?
Начнём с головных уборов. В жизни казаков они играли немалую роль. Сбить с казака головной убор – означало оскорбить его. Существовало множество обычаев, связанных с ними. Например, в случае гибели казака его фуражку клали на полку перед иконой, показывая, что в доме нет хозяина и судьба его семьи – в руках Бога и христиан.
Голову казака украшали шапки разных видов. Обычная казачья шапка была островерхой, «по форме схожей с головой сахара» (похожа на монашескую). Шапки-трухменки были высокими и шились из шкуры барашка мехом наружу. Почти так же выглядела папаха – с одним отличием – у неё верх был суконным. Кроме этого носили казаки кабардинки, треухи (меховые шапки с наушниками) и башлыки. Фуражка вошла в обиход казачества последней и поначалу была атрибутом военной формы. Кроме шапок казаки носили ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы. Этот вид головного убора надевался только на рыбалку. Головы женщин украшали платки – преимущественно красного с белым цвета.
Одежда казаков была разнообразной по покрою, материалам и названиям. Основная её часть носилась и мужчинами, и женщинами одинаково, хотя были и исключения. Например, бешмет – только мужская одежда, а кубелёк – исключительно женская.
Одно перечисление названий предметов одежды, достойно уважения – бешмет, зипун, кафтан, чекмень, чапан, казакин, черкеска, епанча, бурка, шуба, тулуп и так далее.
В 1769 году при Екатерине II была введена военная форма, которая с этой поры стала рассматриваться как национальная казачья мужская одежда. В дальнейшем она изменялась многократно - по велению свыше, то есть сам народ в моделировании фасонов участия не принимал. Поэтому, когда говорят о национальном казачьем костюме, в основном рассматривают женские наряды.
Одежда казачки, жившей в верховьях Дона в начале XVIII века, состояла из рубахи, балахона, завески, пояса и мутозиков. На Нижнем и Среднем Дону носили костюм, основой которого был кубелёк.
Кубелёк – женское платье, напоминающее по форме татарский камзол. Под низ надевалась рубаха, шитая из тонкого полотна, шёлка, ворот, рукава и подол которой выглядывали из-под кубелька. При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который застёгивался на груди. Со временем среди казачек сложилось несколько различных комплексов одежды. Наши землячки-казачки прошлого носили три варианта таких комплексов. Жительницы Усть-Медведицкого округа (Серафимовичский район) ходили в туникообразной рубашке и сукмане (сарафане), на Нижнем Дону – в традиционных кубельках, и в городах – в рубашке на кокетке, юбке и кофте. Те костюмы, которые мы видим на артистах в наше время, – это городской комплекс одежды XIX века.

1 ведущий:
Казаков называли христовыми воинами, потому что для них была характерна большая набожность. Без молитвы и священника не решалось ни одно дело. На каждом большом собрании казаков – Круге – обязательно должен был присутствовать батюшка. Именно он одобрял решение казаков, благословлял их. Если священнику казалось, что казаки замышляют недоброе, он имел право покинуть Круг, и даже атаман был не в силах его остановить.
Казаки многим обязаны церкви, потому что первое их явление миру было связано с иконой. Как записано в летописях, к Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой пришли люди, который назвались казаками и подарили ему икону Божьей Матери. Было это ещё в XIII веке! С тех пор на всей Руси почитается икона Донской Божьей Матери, которая считается покровительницей донских казаков. С этой иконой связана одна печальная традиция. Женщины-казачки любили украшения из жемчуга, бережно их хранили и передавали по наследству. Но, если муж или сын казачки погибал на поле битвы, она без сожаления разбирала украшение, чтобы выбрать самую красивую, самую большую жемчужину и отнести её в церковь – к иконе Донской Божьей Матери. На старых иконах из казачьих храмов, лик Богородицы едва виден из-под жемчуга. «Слёзы казачьих матерей» - такое название закрепилось за жемчугом в народе.
В ХХ веке у донского казачества появилась ещё одна икона-покровительница.

3 ведущий:

Случилось это во время Первой мировой войны. 18 сентября 1914 года под польским городом Августов.
В 11 часов вечера над окружёнными русскими войсками в небе возникла Божья Матерь с Иисусом Христом на руках. После этого разыгралось большое сражение, ознаменовавшееся невероятной победой – один корпус русских войск одолел девять дивизий неприятеля.
Видели в тот день Богородицу и донские казаки, воевавшие на Северо-Западном фронте. Вот как об этом событии рассказывают их потомки: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».
Святой Синод полтора года вёл расследование этого случая, сомневаясь в правдивости рассказов очевидцев. Получив доказательства, 30 марта 1916 года он принял решение запечатлеть явление Богородицы русским воинам под городом Августов на иконах. Так в российских церквях появилась уникальная икона – «Августовская победа».
Одна из первых таких икон была написана на территории 2-го Донского округа Области Войска Донского. История этой иконы удивительна.
Рядом с хутором Саушкин (ныне Клетский район Волгоградской области) стоит Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. С XIX века при нём действовал госпиталь для лечения казаков, получивших ранения на поле битвы. И со всей округи шли туда казачки – посмотреть, нет ли среди раненых мужа, брата или сына. Так было и в Первую мировую войну, когда на двор монастыря вошли женщины хутора Клецко-Почтовского. История умалчивает о том, сколько их было. Известно только, что никто из них не нашёл своих казаков, но встретил одного из жителей станицы – по национальности татарина, который рассказал о явлении Божьей Матери под Августовым и передал казачкам листовку с изображением этого события. Чудо так впечатлило женщин, что они решили заказать икону по рисунку с листовки. На их счастье совсем неподалёку (в соседнем округе) работала артель иконописцев, которые согласились выполнить заказ. Было у богомазов только одно условие – дать им на время фотографии мужей… Так на иконе появились реальные портреты казаков хутора Клецко-Почтовского, а внизу под изображением были вписаны 56 имён казаков, видевших явление Богородицы…
После революции написание икон «Августовская Победа» прекратилось. Церкви закрывали, священников сажали или расстреливали. Иконы, хранившиеся в храмах, прихожане разбирали по домам и прятали от посторонних глаз. Про уникальную «казачью» икону позабыли…
Современное обретение икон «Августовская Победа» пришлось на начало 1990-х годов. В 1994 году икона, написанная по заказу казачек хутора Клецко-Почтовского, сохранённая их потомками, была передана в Свято-Вознесенский Кременской монастырь, где находится и поныне. Немного позже была обретена ещё одна икона «Августовская Победа», которая передана в Храм Иоанна Предтечи в Волгограде.
Икона «Августовская Победа» или, по-другому «Августовская Божья Матерь» считается покровительницей донского казачества. День её почитания приходится на 14 сентября.
Презентация «Августовская Победа»

1 ведущий:

Говорят, что национальность человека определяется языком, на котором он думает. А думает он, естественно, на родном языке. Донские казаки мыслили на гутаре. К счастью для нас, этот язык не исчез бесследно.
Несколько десятилетий филологи Волгоградской и Ростовской областей вели изучение лексики донских казаков. За это время в обеих областях были созданы обширные словари донского говора, каждый из которых включает от 19000 до 20000 лексических единиц. Усилиями педагогического состава и студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета подготовлен и издан «Словарь донских говоров Волгоградской области», который выдержал уже два издания. Благодаря усилиям этих людей мы можем приобщиться к гутару.
Говор у казаков резкий, так называемый, рязанский: таперича, жаних, чатыре, вядро. Временами они вставляют «лишние» звуки и появляется новое слово: пашеничный, пышено, аржаной. Среднего рода казаки не признавали, поэтому пальто, окно и ведро могло быть женского или мужского рода: моя пальто или мой ведро. В разговоре они часто добавляли звук «е» к словам женского рода: у жене, у сестре.
А сколько в речи казаков было и осталось необычных слов – таких, которых нет в русском языке? А сколько в гутаре слов обычных, которые казаки употребляют в непривычном смысле?
Давайте проверим, поймёте ли вы их?

Перечень слов и предложений для толкования:

Схиляй - наклонись
Куржак – иней
Курлыкать – квакать
Курлыкалка – шутка
Ёмка – пучок
Злыдни – надоевшая, весёлая компания
Дюбать – клевать (рыба), упрекать
Лохмытка – тряпка
Жутлята – дети
Грабушки – руки
Голощёк – морозная зима без снега
Барак – овраг
Язычница – болтливая женщина
Чухмырда – грязный, неопрятный человек
Пришпандолить – прикрепить накрепко
Ломзай – крупный, неуклюжий человек.



«Слава богу, что мы есть. И слава богу, что мы — казаки!» - молились казаки. Бог их услышал, сохранив народ и его культуру. И уже современные казаки создают что-то своё, оригинальное, используя фольклорную основу и старинную молитву, которую оставили предки.

Клип «Слава Богу, что мы есть, казаки!»

На этом наш вечер закончен. Всех желающих узнать больше об истории казачества, мы приглашаем стать читателями библиотеки имени М. А. Шолохова. У нас вы найдёте книги и периодические издания по истории и культуре казачества. Кроме этого, у нас есть Комната казачьего быта, которую можно посетить в любое время.

2 комментария:

  1. Если уж говорить про расказачивание, то первым начал расказачивать атаман Краснов. В мае 1918 года начались массовые расстрелы и лишение казачьего звания всех, кто воевал на стороне красных или даже просто сочувствовал красным.
    Упомянутые выше в тексте статьи директивы красных были отменены уже в марте 1919 года. Это был "перегиб" троцкистов в условиях гражданской войны, где жестокость была с обеих сторон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Давайте не будем путать то, что делал в мае 1918 года Краснов, с тем, что сделали в 1919 большевики. Краснов был атаманом Всевеликого Войска Донского и делал то, что делает в таких случаях любой командир - наводил порядки во вверенной ему части, избавляясь от предателей, перебежчиков и паникёров. Цитирую Вас же: "...всех, кто воевал на стороне красных или даже просто сочувствовал красным". В циркуляре 24 января 1919 года стоит: "Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти", то есть уничтожать призывают даже тех, кто не воевал против советской власти, и, может, никогда не начал бы воевать - середняков. Идём далее. В марте 1918 года названные в нашем сценарии циркуляры были отменены, но в апреле было принято новое решение - от Донбюро, благодаря которому расстрелы продолжились.
      Краснов расправлялся с неблагонадёжной частью казачества, стараясь сохранить его статус, большевики уничтожали всех выборных казаков, стараясь, как раз, пошатнуть, а затем совсем разрушить статус казачества как народа, сословия и класса (не знаю, какой версии к определению статуса казачества Вы придерживаетесь).

      Удалить