
Мероприятие началось с вступительного слова заведующей
библиотекой-филиалом № 17 И. О. Дрыжак и показа видеозаставки.
Под музыкальное сопровождение на экране появился
памятник казакам Тихого Дона, виды станицы Вёшенской, а затем – образ Михаила
Александровича Шолохова на фоне степного простора.
Дон и Степь всегда стояли рядом в казачьем фольклоре.
В одной из песен Дон назывался батюшкой, а степь – матушкой казака.
Об истоках казачества учёные спорят до сих пор – одни
считают казаков потомками тюркских народов, другие – беглыми крепостными. У
самих казаков по этому поводу есть присказка: «Казаки от казаков ведутся!»
Однако, и учёные, и казаки признают – степь дала казачеству всё: от хлеба
насущного до гордого и непокорного казачьего характера.
Вся жизнь казака проходила в степи… Сухую степную
землю в крохотном узелке, крепившемся на груди, увозил он с собой, отправляясь
в поход.
Шолохова называют певцом казачества. И, хотя сам он
себя казаком не называл, неуемная сила жизни, казачья удаль, бескрайние степные
просторы стали главной темой его творчества. Он не мог скрыть кровной связи с
казачьей вольницей. Чтобы понять, откуда у потомка воронежских купцов взялось
такое глубокое понимание менталитета казачества, рассказчица предложила
посмотреть клип «Биография М. А. Шолохова».
Большое внимание М. Н. Урусова отвела рассмотрению
творчества писателя, в котором степь являлась одним из главных действующих лиц
и мерилом духовных ценностей.
Степь научила Шолохова многому. Литературоведы
изумляются тонкости его наблюдений за её природой, точности топографического
описания местности, разнообразию эпитетов и метафор, которые он применял к
Степи. Этот образ пунктиром прошёл по всем произведениям писателя. Степь
представала в его описании то живым существом, то местом действия, то
олицетворением казачьей истории. Она перестала быть просто природным явлением.
Для писателя она превратилась в рабочий инструмент, который кормил его так же,
как настоящая степь казаков-землепашцев.
Степь служила двойником героев. Каждый раз, когда
автор хотел показать внутреннее состояние героев, он описывал донскую степь. В
подаче Шолохова степь могла служить мерилом времени и системой координат.

Самой яркой находкой писателя было видение степи, как
исторической колыбели казачества, а знаками исторической преемственности
народов для него служили древние курганы, на которые ходили и деды, и прадеды,
и новые поколения казаков, чтобы посидеть на них, размышляя о своей жизни.
М. Н. Урусова отметила, что Шолохов был уникальным
человеком, который, не будучи ни историком, ни филологом, ни географом, ни
биологом, ни политиком, сумел внести вклад во все эти виды деятельности. Но
главным его вкладом в копилку всемирного культурного наследия было сохранение
свидетельств об этнографии казачества, созданием его положительного образа и
передача любви к казачьим традициям и обычаям новым поколениям. 


Заключительной частью мероприятия стала экскурсия в
музейную Комнату казачьего быта, которую провела библиотекарь Н. С. Якимович.
Во время посещения музейной комнаты ребята узнали о том, как воспитывались их
сверстники-казачата на Дону до революции, среди каких предметов они жили.
Каждый из школьников получил возможность потрогать настоящий старинный сундук,
покрутить колесо самопрялки, посмотреть фотографии казаков на стенах.
Впечатлений от мероприятия и экскурсии в музей было
много. Расходились ребята оживлённые и довольные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий