10 июня 1913 года (110 лет назад) родился Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, трёх Сталинских премий разных степеней, любимый композитор поколений Тихон Николаевич Хренников.
Музыку Тихона
Хренникова по праву считают музыкальным портретом прошлого века. Она всегда
молода, оптимистична, сильна духом. Произведения подкупают своей искренностью,
их можно слушать до бесконечности, он вызывают добрую улыбку и позитивные
эмоции. Композитор был верен выбранному пути – его идеалы были незыблемы и в
личной жизни, и в творчестве.
Родился Тихон
Хренников на исконно русской земле – в г. Елец Орловской губернии 10.06.1913
года. Отец мальчика – Николай Иванович Хренников занимал должность приказчика у
городских купцов. Маму звали Варвара Васильевна, она не работала, занималась
домашним хозяйством и детьми. Тихон стал десятым, самым младшим ребенком четы
Хренниковых.
У них была
очень дружная семья. Не обладая большим достатком, родители все равно пытались
дать детям достойное будущее. Старшие сыновья получили образование в Московском
университете. Средний сын Глеб был обладателем красивого певческого голоса,
поэтому обучался в консерватории в Москве и в университете. У него могла бы
сложиться блестящая карьера певца, но в Первую мировую войну он добровольцем
ушел на фронт, и в 1918 году погиб. С музыкой дружила вся семья, они все
уверенно играли на гитаре и мандолине. Тихона даже пригласили петь в церковный
хор.
В 6 лет Тихон, умевший читать и писать, пошел в школу, где увлекся пением и музыкой. Школьный учитель пения Иван Матвеевич Зизюкин, известный музыкальный общественный деятель Ельца, обратил внимание на одаренного мальчика и сумел развить и направить его интерес к музыке. Поскольку в городе в то время не было музыкальной школы, свои первые шаги в музыке Тихон Хренников делал под руководством частных учителей.
Когда мальчику
исполнилось 9 лет, он впервые сел за рояль. Первым учителем по фортепиано стал
чех Иосиф Кветон.
Ему было 11,
когда их городишко посетил В.Агарков — педагог, автор музыки, создатель самой
крупной школы пианистов в России. Тихону пришлись по душе занятия с ним. Но
судьбоносной встречей для Тихона можно назвать его знакомство с А.Ф.Варгуниной,
которая продолжила заниматься с молодым человеком после того, как Агарков
покинул Елец. Тихон пробует свои силы в сочинительстве музыки. Ему было всего
13, когда он удивил всех своим сочинением – этюдом для фортепиано.
В 1927 году
юный Тихон едет в Москву, чтобы встретиться с Михаилом Гнесиным и показать ему
свои произведения. Именитому маэстро очень понравился этот талантливый юноша,
он сказал, что будет рад видеть его среди студентов техникума Гнесиных,
естественно после того, как парень закончит девятилетку. Окрыленный признанием
Тихон возвращается домой, увозя с собой стопку нот, подаренных ему великим
маэстро. Ровно через год Хренников стал студентом техникума Гнесиных.
Перед самой
поездкой в Москву, у Тихона состоялся важный разговор с отцом, который дал ему
два совета – нужно жить самому и давать жить другим. Это был первый наказ, а
второй звучал так: не нужно слишком переживать из-за неудачи и чересчур
радоваться успеху. Эти два наказа отца стали для Тихона основными принципами,
которых он придерживался всю свою жизнь.
Поступив в
техникум, Тихон начинает штудировать сразу две специальности – по классу рояля,
который вел Э.Г.Гельман и по классу композиции, у самого Михаила Гнесина. Еще
будучи студентом техникума, Хренников работает над написанием фортепианного
концерта.
После окончания
техникума в 1932 году, Хренников сразу становится студентом второго курса
Московской консерватории. Ему повезло с преподавателями – это были величайшие
мастера В.Я.Шебалин и Г.Нейгауз. В этом же году его приглашают в Московский
детский театр, руководителем которого была Н.И.Сац. Именно по ее заказу Тихон
пишет музыку к пьесе «Мик», которую написал Шестаков. В 1933 году Хренников
выступил со своим первым публичным концертом, принесшим ему небывалый успех.
Кроме радостных событий в биографии композитора произошло и печальное – в том
же 33-м умер его отец. Тихон закончил консерваторию в 1935 году, представив в
качестве дипломного проекта свою Первую симфонию.
Со своей женой
Кларой Вакс Тихон Хренников познакомился на танцах. Молодых людей представил
друг другу А.И.Хачатурян. Клара работала журналисткой, заведующей пресс-бюро в
Союзе композиторов. Влюбленные поженились в 1936 году. В 1941 году у них
родилась единственная дочь – Наташа. Супруги жили вместе долгих 67 лет и смогли
пронести сквозь годы любовь, уважение и верность своим чувствам несмотря на то,
что вокруг именитого композитора всегда было много поклонниц.
Первую симфонию
Тихона Хренникова высоко оценил сам Немирович-Данченко и сделал композитору
предложение стать автором музыки к новой опере «Одиночество». Она была написана
в 1939 году, а спустя некоторое время Хренников представил зрителю еще одну
оперу – «В бурю», премьера которой прошла в присутствии руководства страны –
Ворошилова, Молотова и самого Сталина.
1940 год стал
годом дебюта Т. Н. Хренникова в кино. Его музыка к фильму «Свинарка и пастух»
(1940-1941) быстро завоевала успех и была удостоена Государственной премии. В
ней отразилось жизнерадостное мироощущение нашего народа в период подъема конца
30-х годов.
Июнь 1941 года
круто изменил жизнь всей страны. Хренников берется за создание песен, в которых
стремится откликнуться на важнейшие события, происходящие на фронте и в тылу.
Вместе с другими артистами композитор выступал в частях действующей армии. На
его «боевом счету» более пятидесяти концертов для солдат и офицеров.
Удивительно, но
тяжелые испытания военных лет, семейные трагедии (умерла мать, Варвара
Васильевна, погибли родственники большой семьи Хренниковых), страдания и
лишения лишь укрепляют композитора в желании работать, сочинять, и произведения
его светлы и оптимистичны. «Чем больше испытывают человека жестокостью, тем
больше он нуждается в сердечном слове, светлой лирике, веселой, жизнерадостной
и остроумной песне», – говорил Тихон Николаевич. Именно в глубине своей оптимистичной
натуры черпал он духовные силы для преодоления всех страшных бед, которые
выпали на долю его семьи и всего советского народа. Даже в эти кошмарные дни и
годы не иссякал родник его мелодического дара, «оборонные» произведения
искрились верой в победу и лучшее будущее.
В годы войны
композитор продолжает создавать музыку для театра и кино. В Центральном театре
Красной Армии, где Т. Хренников некоторое время был заведующим музыкальной
частью, прозвучала его музыка к пьесе А. Гладкова «Давным-давно» (1942).
Спектакль и, чуть позднее, фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1960)
стали подлинно бессмертными благодаря музыке Тихона Хренникова. Песни из
спектакля сразу перекочевали на подмостки эстрады, многие мелодии стали
поистине народным достоянием.
После войны
Тихон Хренников пишет в основном оперную музыку. Для него была очень важна
«национальная идея», «чистота русского искусства», поддержать которую по мнению
композитора можно было только путем отказа от авангардизма в музыке. Ему чужды
были формалисты и люди, которые слишком ориентировались на западное искусство.
В 1948 году по
личному распоряжению Сталина Тихона Хренникова назначают генеральным секретарем
Союза композиторов СССР. На этом посту он оставался 43 года до момента распада
СССР в 1991 году. (Фото 3).
В Союзе
композиторов бытовало мнение: когда все двери оказывались наглухо запертыми и
проблема выглядела неразрешимой, надо идти к Тихону. Всесильным он не был, но
его авторитета и влияния хватало на то, чтобы развязать большинство бытовых,
житейских узлов для тех, кто к нему обращался. Он никогда не отмахивался от
просьб о помощи. Композитор часто говорил: «Никогда не отказывай, когда к тебе
обращаются за помощью. Потому что придет время, когда ты уже никому будешь не
нужен. И это страшнее всего».
Хренников
посещал все заседания Союза композиторов и был свидетелем того, как руководство
страны распоряжалось судьбами людей. Он старался защитить их, «выбить»
сталинскую премию для своих коллег по цеху. Очень много обвинений прозвучало в
его адрес из-за того, что он якобы поддерживал сталинский режим и линию партии
в своих произведениях. Но он никогда не писал доносы на коллег-музыкантов и не
преследовал их. За время его деятельности на этой должности ни одного члена
Союза композиторов не репрессировали.
Конец 50-х и
начало 60-х годов проходят в интенсивной творческой и музыкально-общественной
деятельности. Композитор неоднократно выезжает за рубеж на премьеры своих опер
и других сочинений. С 1961 года преподает в Московской государственной
консерватории им. П. И. Чайковского, с 1966 года – профессор. Педагогической
деятельностью занимался более 40 лет и воспитал блестящую плеяду учеников,
среди которых А. В. Чайковский, В. А. Овчинников, Т. А. Чудова.
Щедрый талант
Хренникова проявился в разных жанрах. Им написано 8 опер, 5 балетов, 3
симфонии, 9 инструментальных концертов, музыка к 30 кинофильмам, многочисленные
камерные и вокальные произведения, музыка к театральным постановкам. Тихон
Николаевич, подытоживая свою жизнь и творчество, писал: «То, что происходило,
воспринималось как данность: жизнь полна контрастов. Разное было время, но я –
русский, жил, живу и умру с Россией, посчитав за величайшее счастье быть сыном
своей страны».
После
расформирования Союза композиторов, Хренников трудится над балетом «Наполеон
Бонапарт», который поставил Большой театр в 1995 году.
10 сентября 2000 года состоялось торжественное открытие первого в стране дома-музея Т. Н. Хренникова. Большую помощь при создании композиции оказал сам Тихон Николаевич. Отчий дом композитора – избушку, вросшую в землю, отремонтировали и переоборудовали под музей. В трех комнатах воссоздали обстановку начала XX века, в четвертой сделали выставочный зал. Тихон Николаевич передал музею рукописи клавиров и партитур, книги с автографами, фотографии, картины, грамзаписи, подарки со всего мира, предметы обихода и т. п. На церемонии открытия дома-музея Т. Н. Хренников был со своей племянницей Валентиной Митрофановной, присутствовало много ельчан и гостей города.
Перед собравшимися людьми Тихон
Николаевич произнес: «Это нонсенс, что при жизни мне открыли музей». И тут же
добавил: «Для меня самое святое место на земле – мой родной и любимый город
Елец, с ним связаны мое детство и юность, жизнь самых дорогих и милых моему
сердцу людей. В Ельце прошли мои школьные годы. В нем произошло мое первое
знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных
выступлений со своими детскими сочинениями. В этом строгом и трудовом городе
впервые рождалось во мне желание отдать накопившиеся силы моим дорогим
соотечественникам. Здесь, в Ельце, покоряли мое сознание подростка откровения первых
больших чувств: юношеская любовь, дружба. Здесь я вырос духовно и определил
свое отношение к окружающему миру».
В 2005 году
знаменитый композитор получил из рук Владимира Путина президентскую премию.
В ночь с 13 на
14 августа 2007 г. сердце музыканта остановилось. Выдающийся советский
композитор скончался на 95 году жизни. Незадолго до смерти Тихон Хренников
завещал похоронить себя в родном Ельце. Администрация города, посоветовавшись с
внуком и дочерью композитора, решила хоронить его в саду собственного
дома-музея, где он родился. По завещанию Хренникова на его могиле был поставлен
православный крест, а недалеко от могилы установлен бюст Хренникова работы Льва
Кербеля.
Известный
пианист Владимир Крайнев сказал о Хренникове искренне и мудро: «Мне, как и
многим, казалось, что гигантская личность Тихона Николаевича Хренникова
неподвластна времени… Свет его имени, как негасимый свет московских окон,
всегда будет освещать и помогать нам в жизни».
С целью
пропаганды и продолжения музыкальных традиций, заложенных композитором с 1994
года в Ельце проводятся региональные конкурсы учебных академических хоровых
коллективов им. Т. Н. Хренникова, с 2009 года на Липецкой земле проходит
Всероссийский музыкальный фестиваль им. Тихона Николаевича Хренникова.
30 июля 2008
года в Липецке появилась улица Хренникова. 14 августа 2008 года в саду
дома-музея в Ельце установили памятник Хренникову работы А. М.
Таратынова. В Ельце присвоено имя Хренникова школе, в которой учился
композитор в детстве (2008).
В апреле 2015
года в Москве на доме, где с 1981 по 2007 гг. проживал Тихон Хренников, была
установлена памятная доска. В церемонии ее открытия приняли участие Валерий
Гергиев, Иосиф Кобзон, министр культуры РФ Владимир Мединский и глава
департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Тихон Хренников / Композитор-песенник СССР
Музыка Тихона Хренникова к кинофильмам и театральным постановкам
Тихон
Хренников. 2-й концерт для фортепиано с оркестром
за роялем - автор
Источники
Тихон
Николаевич Хренников // Биограф [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biographe.ru/znamenitosti/tihon-hrevnikov/
Хренников Тихон
Николаевич // Липецкая областная универсальная научная библиотека [Электронный
ресурс]. – Режим доступа : http://person.lib48.ru/khrennikov-tikhon-nikolaevich
В рубрике
«Песни Победы» и виртуальных мероприятиях мы несколько раз рассказывали об
истории создания той или иной песни Тихона Хренникова:
Комментариев нет:
Отправить комментарий