15 мая
1925 года (100 лет назад) родилась советская и российская актриса Людмила
Касаткина.
Актеров ее поколения принято относить к старой школе. Но это неправда —
такие, как Людмила Касаткина и ряд других артистов, — на все времена. Потому
что обаяние, профессионализм, любовь народа — все по гамбургскому счету.
Людмила Касаткина родилась в 1925 году в смоленском селе Новоселки в
семье зажиточных крестьян. Спасаясь от раскулачивания, они перебрались в
Москву, где поселились в сыром подвале в Борисоглебском переулке. Будущее
звезда прожила там 20 лет, заработав хронический бронхит.
В детстве Людмила, которую домашние звали Люка, мечтала стать балериной,
но после обморока на сцене и диагноза «малокровие» девочка почти распрощалась с
мечтами о профессиональной карьере.
Никем другим, кроме как артисткой, она себя не видела. Поэтому записалась в Студию художественного слова при Дворце пионеров, а во время войны, в 1943-м, поступила в ГИТИС, в класс Иосифа Раевского и Григория Конского. Война застала ее под Смоленском, и вот как она об этом вспоминала: «В то воскресное утро мы с ребятишками купались в нашем прудике, а потом загорали на травке. Тишина, покой...
И вдруг слышим приближающийся конский топот и чей-то надрывный крик.
Видим, на неоседланной лошади скачет молодой мужик и кричит что есть мочи.
Кричит, повторяя одно и то же слово:
— Война!.. Война!.. Война!..
И мгновенно застонала деревня. Зарыдали женщины. Заплакали дети.
Завыла, заревела скотина... Это было 22 июня 1941 года...
Я ждала несколько недель приезда мамы за мной. Но она не ехала.
Каждую ночь я с ужасом слушала, как напряженно гудели в небе бомбардировщики,
нагруженные бомбами для разрушения Москвы. А ведь там мои родители, там брат,
там вся родня, там вся Москва!»
Характер у нее с детства был решительный, и девочка, не дождавшись мамы,
дошла пешком из Смоленска в Можайск. А оттуда на поезде доехала до Москвы.
Вместе с друзьями из студии при Дворце пионеров выступала в госпиталях
перед ранеными. Именно эти выступления стали отправной точкой её актёрского
мастерства. «В дни войны, когда я, 16-летняя девочка, читала стихи и
рассказы раненым в госпиталях, для меня стала очевидной целебная сила
искусства», — признавалась Касаткина.
Ее будущий муж, Сергей Колосов, с которым она познакомилась в ГИТИСе,
был участником аж двух военных кампаний: сначала советско-финской, а потом
Великой Отечественной. Он сделает две великолепные работы о войне, его будущая
жена сыграет в них главные роли. Но это будет уже потом.
Через два года после войны Касаткину примут в Центральный академический
театр Советской армии, основанный в 1930 году, и там она создаст незабываемые
образы, которые потом признают классикой. Сразу вспоминается ее строптивая
Катарина в «Укрощении строптивой», где партнером Людмилы Ивановны был Андрей
Попов. Их дуэт был похож на схватку хищников — кто кого. Актерский темперамент
зашкаливал, но не выходил из берегов, поскольку профессионализм обоих актеров
был высок. Но ближе к финалу зрители наблюдали чудо преображения — из пантеры
Катарина превращалась в ласковую верную кошку своего укротителя.
А Нила Снижко в «Барабанщице», комиссар в «Оптимистической трагедии»,
Киса в «Раскинулось море широко» или Лейди Торренс в «Орфей спускается в ад», а
также миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» — их можно смотреть бесконечно.
Театр Российской армии — единственный в жизни актрисы, там она прослужила ровно
60 лет. Но славу, конечно, Касаткиной принес кинематограф.
В фильмографии актрисы — 26 картин, среди которых «Укрощение
строптивой», «Душечка», «Вызываем огонь на себя», «Принцесса цирка», «Большая
перемена». Актриса признавалась, что фильмы вошли в ее жизнь случайно.
«Я участвовала в трех пробах, но меня не утверждали. Думала, что дело
в том, что у меня не артистический типаж — круглое лицо. Я не считаю себя
красивой. Просто во мне есть изюм — какая-то штучка, которая сидит во мне и
позволяет воздействовать на людей: заставляет смеяться или плакать», —
говорила она.
В 1954 году на экраны вышел фильм «Укротительница тигров» с Касаткиной в
роли цирковой дрессировщицы. Чтобы сыграть убедительно, Касаткина лично
заходила в клетку к тиграм и снималась без дублеров.
Однажды на съемках тигрица разбила стеклянную перегородку и бросилась на
актрису, дрессировщик едва успел ее вытащить.
Ей невероятно повезло: блондинка с кудряшками и восторженным лицом
оказалась в звездном составе — Павел Кадочников, Татьяна Пельтцер, Леонид
Быков, Сергей Филиппов, Павел Суханов, Гликерия Богданова-Чеснокова… Эта роль
ей невероятно шла, поскольку и в жизни Людмила Ивановна была укротительницей.
Причем всех, и прежде всего — себя. Фильм за время проката посмотрели около 40
миллионов зрителей.
В 60 лет Людмила Ивановна могла легко кинуть батман, стоя на кухне у
плиты. А это было результатом сложных физических упражнений, которыми она
занималась каждый день. Когда на сцене Театра армии пышно отмечали ее юбилеи —
сначала 70, затем 80, Людмила Ивановна стояла на сцене три, четыре часа,
принимая поздравления, цветы. Ей поклонялись, как королеве. А она и была
истинной королевой сцены! Перед ее сильным, волевым характером трудно было
устоять. А еще труднее было сказать, что так действовало на армейское начальство
театра, где она служила, и кинематографа — умение добиваться своего или мало с
чем сравнимая сила женского обаяния. Скорее всего, это был мощный замес того и
другого.
С ней было непросто конкурировать. В театре вспоминают, как не
складывались отношения Людмилы Касаткиной и Ларисы Голубкиной. Сложными они
были, но все изменилось, когда режиссер Андрей Житинкин поставил спектакль
«Школа любви» по пьесе «Гарольд и Мод» Колина Хиггинса. Это сплотило актрис,
которые в процессе работы и выступлений вовсе забыли о былой вражде.
Режиссер вспоминает, как Лариса Ивановна поддерживала Людмилу Ивановну:
подсказывала реплики, если та забывала, и в крайних случаях обыгрывала сцены
таким образом, что зрители не замечали каких-то неполадок. На этой работе
актрисы действительно сдружились.
Конечно, в ее карьере решающую роль сыграл супруг Сергей Колосов,
который подарил зрителям замечательные сериалы и фильмы, а своей супруге —
главные роли, которые, как говорится, на века. Подпольщица Аня Морозова (один
из первых отечественных телесериалов «Вызываем огонь на себя»), Мария
Захарченко («Операция «Трест»), Зинаида Воробьева («Помни имя свое»). Последняя
картина — одна из самых пронзительных кинолент об Аушвице и судьбах его
узников.
«Запомни, мальчик, твое имя — Гена! Фамилия — Воробьев! Твоя родина —
Советский Союз! Геночка, я приду к тебе еще! Тебя зовут Гена Воробьев!» Это
слова героини актрисы, которая на двадцать лет была разлучена войной с сыном и
смогла найти его только в шестидесятые мирные годы. Готовясь к съемкам, Людмила
Ивановна старалась прожить жизнь узников Аушвица.
«Всю ночь я рассматривала детскую обувь, стоптанную, с запекшейся
кровью, и новенькую. Башмачки из всех стран. Я старалась угадать, кому
принадлежали ботиночки — мальчику, девочке, сколько им было лет и сколько
пробыл ребенок в концлагере до своей гибели», — делилась она.
Так, впрочем, у нее было со всеми ролями, где главным для нее было
полное погружение и проживание. Поэтому стопроцентная вера в ее существование
на сцене или на экране, отсюда и всенародная любовь, которой актриса очень
дорожила.
Режиссер снимал супругу во всех своих фильмах. У них был успешный
творческий тандем. Но кинематограф порой требовал от артистки больших жертв. На
съемках «Операция «Трест» Касаткина упала с лошади и получила трещину в
позвоночнике. Несмотря на боль, актриса смогла отыграть свою роль. После
падения она два месяца пролежала на деревянной доске.
И еще одна ипостась великой актрисы — педагогическая. По мнению ректора
ГИТИСа Григория Заславского, Людмила Ивановна была не только великой актрисой,
но и выдающимся педагогом ГИТИСа. Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов с
1979 года руководили актерской мастерской в ГИТИС. Актриса щедро делилась со
своими воспитанниками опытом и секретами мастерства.
«Актер должен быть честным перед самим собой. Никакая техника не
спасет, если ты не чувствуешь правды в том, что играешь. Нужно любить людей,
иначе как же их играть?» — говорила она своим ученикам. У нее был особый
подход к воспитанию будущих актеров: будучи строгим и очень требовательным
педагогом, Людмила Ивановна в то же время проявляла искреннюю заботу о
студентах. Особенно сложным стал период голодных 90-х, когда Касаткина помогала
своим ученикам преодолевать многочисленные трудности, поддерживая их не только
профессионально, но и морально и материально.
Среди ее воспитанников — Евгения Добровольская, Алиса Богарт, Игорь
Ромащенко, Михаил Багдасаров, Андрей Войновский.
Одной из ее последних работ стала роль в фильме «Дороги Анны Фирлинг»,
актриса сыграла роль мамаши Кураж — женщины маркитантки. Ее героиня пыталась
выжить и сохранить семью во время войны. Артистка отметила, что знает, что
такое война, которую она пережила в юном возрасте.
Свои образы Касаткина создавала ценой тяжелого нервного и физического
истощения. К каждой роли она готовилась с маниакальной тщательностью. Коллеги
называли ее «великой пигалицей», ее рост составлял всего 159 сантиметров.
Миллионы советских детей узнавали ее голос — актриса озвучивала пантеру
Багиру в мультфильме «Маугли». Артистка также озвучивала падчерицу в
мультфильме «Двенадцать месяцев» и и служанку Змея Горыныча в «Последней
невесте Змея Горыныча».
На закате жизни Касаткина страдала болезнью Альцгеймера. Здоровье
актрисы резко ухудшилось после 85 лет. В мае 2011 года артистку
госпитализировали с острой пневмонией.
Супруг актрисы скончался после обширного инсульта в феврале 2012 года,
что сильно подкосило ее здоровье. Она пережила мужа на 11 дней и умерла 22
февраля в возрасте 86 лет.
Актрису похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с супругом. Ее
проводили с воинскими почестями за заслуги перед Отечеством.
На надгробии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова выгравирована надпись:
«Любовь не подвержена действию времени».
Райкина, М. Век бессмертной примы Театра армии Людмилы Касаткиной / М.
Райкина // MKRU [Электронный ресурс]. – 2025. – 14 мая. – Режим доступа : https://www.mk.ru/culture/2025/05/14/vek-bessmennoy-primy-teatra-armii-lyudmily-kasatkinoy.html
Сазыкина, П. Ночевала в Освенциме, падала с лошади и входила в клетку с
тиграми. Творческий путь Людмилы Касаткиной / П. Сазыкина // Телеканал 360. –
Режим доступа : https://dzen.ru/a/aCVNQCTxsFChcz5z
Комментариев нет:
Отправить комментарий