Страницы

Страницы

четверг, 15 мая 2025 г.

Звезда театра и кино, педагог Людмила Касаткина


15 мая 1925 года (100 лет назад) родилась советская и российская актриса Людмила Касаткина.

Актеров ее поколения принято относить к старой школе. Но это неправда — такие, как Людмила Касаткина и ряд других артистов, — на все времена. Потому что обаяние, профессионализм, любовь народа — все по гамбургскому счету.

Людмила Касаткина родилась в 1925 году в смоленском селе Новоселки в семье зажиточных крестьян. Спасаясь от раскулачивания, они перебрались в Москву, где поселились в сыром подвале в Борисоглебском переулке. Будущее звезда прожила там 20 лет, заработав хронический бронхит.

В детстве Людмила, которую домашние звали Люка, мечтала стать балериной, но после обморока на сцене и диагноза «малокровие» девочка почти распрощалась с мечтами о профессиональной карьере.

Никем другим, кроме как артисткой, она себя не видела. Поэтому записалась в Студию художественного слова при Дворце пионеров, а во время войны, в 1943-м, поступила в ГИТИС, в класс Иосифа Раевского и Григория Конского. Война застала ее под Смоленском, и вот как она об этом вспоминала: «В то воскресное утро мы с ребятишками купались в нашем прудике, а потом загорали на травке. Тишина, покой...

И вдруг слышим приближающийся конский топот и чей-то надрывный крик. Видим, на неоседланной лошади скачет молодой мужик и кричит что есть мочи. Кричит, повторяя одно и то же слово:

— Война!.. Война!.. Война!..

И мгновенно застонала деревня. Зарыдали женщины. Заплакали дети. Завыла, заревела скотина... Это было 22 июня 1941 года...

Я ждала несколько недель приезда мамы за мной. Но она не ехала. Каждую ночь я с ужасом слушала, как напряженно гудели в небе бомбардировщики, нагруженные бомбами для разрушения Москвы. А ведь там мои родители, там брат, там вся родня, там вся Москва!»

Характер у нее с детства был решительный, и девочка, не дождавшись мамы, дошла пешком из Смоленска в Можайск. А оттуда на поезде доехала до Москвы.

Вместе с друзьями из студии при Дворце пионеров выступала в госпиталях перед ранеными. Именно эти выступления стали отправной точкой её актёрского мастерства. «В дни войны, когда я, 16-летняя девочка, читала стихи и рассказы раненым в госпиталях, для меня стала очевидной целебная сила искусства», — признавалась Касаткина.

Ее будущий муж, Сергей Колосов, с которым она познакомилась в ГИТИСе, был участником аж двух военных кампаний: сначала советско-финской, а потом Великой Отечественной. Он сделает две великолепные работы о войне, его будущая жена сыграет в них главные роли. Но это будет уже потом.

Через два года после войны Касаткину примут в Центральный академический театр Советской армии, основанный в 1930 году, и там она создаст незабываемые образы, которые потом признают классикой. Сразу вспоминается ее строптивая Катарина в «Укрощении строптивой», где партнером Людмилы Ивановны был Андрей Попов. Их дуэт был похож на схватку хищников — кто кого. Актерский темперамент зашкаливал, но не выходил из берегов, поскольку профессионализм обоих актеров был высок. Но ближе к финалу зрители наблюдали чудо преображения — из пантеры Катарина превращалась в ласковую верную кошку своего укротителя.

А Нила Снижко в «Барабанщице», комиссар в «Оптимистической трагедии», Киса в «Раскинулось море широко» или Лейди Торренс в «Орфей спускается в ад», а также миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» — их можно смотреть бесконечно. Театр Российской армии — единственный в жизни актрисы, там она прослужила ровно 60 лет. Но славу, конечно, Касаткиной принес кинематограф.

В фильмографии актрисы — 26 картин, среди которых «Укрощение строптивой», «Душечка», «Вызываем огонь на себя», «Принцесса цирка», «Большая перемена». Актриса признавалась, что фильмы вошли в ее жизнь случайно.

«Я участвовала в трех пробах, но меня не утверждали. Думала, что дело в том, что у меня не артистический типаж — круглое лицо. Я не считаю себя красивой. Просто во мне есть изюм — какая-то штучка, которая сидит во мне и позволяет воздействовать на людей: заставляет смеяться или плакать», — говорила она.

В 1954 году на экраны вышел фильм «Укротительница тигров» с Касаткиной в роли цирковой дрессировщицы. Чтобы сыграть убедительно, Касаткина лично заходила в клетку к тиграм и снималась без дублеров.

Однажды на съемках тигрица разбила стеклянную перегородку и бросилась на актрису, дрессировщик едва успел ее вытащить. 

Ей невероятно повезло: блондинка с кудряшками и восторженным лицом оказалась в звездном составе — Павел Кадочников, Татьяна Пельтцер, Леонид Быков, Сергей Филиппов, Павел Суханов, Гликерия Богданова-Чеснокова… Эта роль ей невероятно шла, поскольку и в жизни Людмила Ивановна была укротительницей. Причем всех, и прежде всего — себя. Фильм за время проката посмотрели около 40 миллионов зрителей.

В 60 лет Людмила Ивановна могла легко кинуть батман, стоя на кухне у плиты. А это было результатом сложных физических упражнений, которыми она занималась каждый день. Когда на сцене Театра армии пышно отмечали ее юбилеи — сначала 70, затем 80, Людмила Ивановна стояла на сцене три, четыре часа, принимая поздравления, цветы. Ей поклонялись, как королеве. А она и была истинной королевой сцены! Перед ее сильным, волевым характером трудно было устоять. А еще труднее было сказать, что так действовало на армейское начальство театра, где она служила, и кинематографа — умение добиваться своего или мало с чем сравнимая сила женского обаяния. Скорее всего, это был мощный замес того и другого.

С ней было непросто конкурировать. В театре вспоминают, как не складывались отношения Людмилы Касаткиной и Ларисы Голубкиной. Сложными они были, но все изменилось, когда режиссер Андрей Житинкин поставил спектакль «Школа любви» по пьесе «Гарольд и Мод» Колина Хиггинса. Это сплотило актрис, которые в процессе работы и выступлений вовсе забыли о былой вражде.

Режиссер вспоминает, как Лариса Ивановна поддерживала Людмилу Ивановну: подсказывала реплики, если та забывала, и в крайних случаях обыгрывала сцены таким образом, что зрители не замечали каких-то неполадок. На этой работе актрисы действительно сдружились.

Конечно, в ее карьере решающую роль сыграл супруг Сергей Колосов, который подарил зрителям замечательные сериалы и фильмы, а своей супруге — главные роли, которые, как говорится, на века. Подпольщица Аня Морозова (один из первых отечественных телесериалов «Вызываем огонь на себя»), Мария Захарченко («Операция «Трест»), Зинаида Воробьева («Помни имя свое»). Последняя картина — одна из самых пронзительных кинолент об Аушвице и судьбах его узников.

«Запомни, мальчик, твое имя — Гена! Фамилия — Воробьев! Твоя родина — Советский Союз! Геночка, я приду к тебе еще! Тебя зовут Гена Воробьев!» Это слова героини актрисы, которая на двадцать лет была разлучена войной с сыном и смогла найти его только в шестидесятые мирные годы. Готовясь к съемкам, Людмила Ивановна старалась прожить жизнь узников Аушвица.

«Всю ночь я рассматривала детскую обувь, стоптанную, с запекшейся кровью, и новенькую. Башмачки из всех стран. Я старалась угадать, кому принадлежали ботиночки — мальчику, девочке, сколько им было лет и сколько пробыл ребенок в концлагере до своей гибели», — делилась она.

Так, впрочем, у нее было со всеми ролями, где главным для нее было полное погружение и проживание. Поэтому стопроцентная вера в ее существование на сцене или на экране, отсюда и всенародная любовь, которой актриса очень дорожила.

Режиссер снимал супругу во всех своих фильмах. У них был успешный творческий тандем. Но кинематограф порой требовал от артистки больших жертв. На съемках «Операция «Трест» Касаткина упала с лошади и получила трещину в позвоночнике. Несмотря на боль, актриса смогла отыграть свою роль. После падения она два месяца пролежала на деревянной доске.

И еще одна ипостась великой актрисы — педагогическая. По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, Людмила Ивановна была не только великой актрисой, но и выдающимся педагогом ГИТИСа. Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов с 1979 года руководили актерской мастерской в ГИТИС. Актриса щедро делилась со своими воспитанниками опытом и секретами мастерства.

«Актер должен быть честным перед самим собой. Никакая техника не спасет, если ты не чувствуешь правды в том, что играешь. Нужно любить людей, иначе как же их играть?» — говорила она своим ученикам. У нее был особый подход к воспитанию будущих актеров: будучи строгим и очень требовательным педагогом, Людмила Ивановна в то же время проявляла искреннюю заботу о студентах. Особенно сложным стал период голодных 90-х, когда Касаткина помогала своим ученикам преодолевать многочисленные трудности, поддерживая их не только профессионально, но и морально и материально.

Среди ее воспитанников — Евгения Добровольская, Алиса Богарт, Игорь Ромащенко, Михаил Багдасаров, Андрей Войновский.

Одной из ее последних работ стала роль в фильме «Дороги Анны Фирлинг», актриса сыграла роль мамаши Кураж — женщины маркитантки. Ее героиня пыталась выжить и сохранить семью во время войны. Артистка отметила, что знает, что такое война, которую она пережила в юном возрасте.

Свои образы Касаткина создавала ценой тяжелого нервного и физического истощения. К каждой роли она готовилась с маниакальной тщательностью. Коллеги называли ее «великой пигалицей», ее рост составлял всего 159 сантиметров.

Миллионы советских детей узнавали ее голос — актриса озвучивала пантеру Багиру в мультфильме «Маугли». Артистка также озвучивала падчерицу в мультфильме «Двенадцать месяцев» и и служанку Змея Горыныча в «Последней невесте Змея Горыныча».

На закате жизни Касаткина страдала болезнью Альцгеймера. Здоровье актрисы резко ухудшилось после 85 лет. В мае 2011 года артистку госпитализировали с острой пневмонией.

Супруг актрисы скончался после обширного инсульта в феврале 2012 года, что сильно подкосило ее здоровье. Она пережила мужа на 11 дней и умерла 22 февраля в возрасте 86 лет.

Актрису похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с супругом. Ее проводили с воинскими почестями за заслуги перед Отечеством.

На надгробии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова выгравирована надпись: «Любовь не подвержена действию времени».


 Источники публикации:

Райкина, М. Век бессмертной примы Театра армии Людмилы Касаткиной / М. Райкина // MKRU [Электронный ресурс]. – 2025. – 14 мая. – Режим доступа : https://www.mk.ru/culture/2025/05/14/vek-bessmennoy-primy-teatra-armii-lyudmily-kasatkinoy.html

Сазыкина, П. Ночевала в Освенциме, падала с лошади и входила в клетку с тиграми. Творческий путь Людмилы Касаткиной / П. Сазыкина // Телеканал 360. – Режим доступа : https://dzen.ru/a/aCVNQCTxsFChcz5z

Комментариев нет:

Отправить комментарий