14 мая 1835 года (190 лет назад) в журнале «Библиотека
для чтения» опубликована «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича
Пушкина.
«Сказка о рыбаке и рыбке» была
написана Александром Сергеевичем Пушкиным 2 октября 1833 года в селе Болдино. После нее еще появится текст о
великой любви и верности — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». И еще
таинственная, не до конца изученная «Сказка о золотом петушке». Интересно, что
в те же осенние полтора месяца 1833 года Пушкин написал «Медного всадника». Со
«Сказкой о рыбаке и рыбке» эта поэма создавалась в прямом смысле параллельно. И
если внимательно присмотреться, очень связана с ней по смыслу. Странно — как
такие разноплановые тексты могут нести в себе сходные смыслы. Но «Сказка о
рыбаке и рыбке» не так проста, как кажется.
Есть разные версии происхождения
сказки. Некоторые исследователи
считают, что сюжет восходит к русской народной сказке «Жадная старуха», где
вместо рыбки желания исполняет волшебное дерево. Другие предполагают, что
основой стала индийская сказка «Золота рыба».
Однако большинство учёных полагают, что
в основе пушкинской истории лежит померанская сказка «О рыбаке и его жене» из
сборника сказок Братьев Гримм. Правда, желания там исполняла не Золотая Рыбка,
а самая обычная с виду камбала.
Эту сказку принес братьям Гримм
известный художник Филипп Отто Рунге, один из самых ярких представителей
романтизма в немецком изобразительном искусстве. Отто и сам творил, как
волшебник. Яркий и самобытный портретист, Рунге был не просто увлечен
живописью, отдавая предпочтение детским портретам, он наполнял свои работы
символами и метафорами, которые до сих пор читаются, как захватывающие истории.
История жадной старухи буквально
поразила художника, и, поверьте, были на то все основания. Померанскую бабушку
совсем не интересовали корыто и столбовое дворянство. Старушка сразу захотела
стать царицей, через пару недель передумала и возжелала стать «папою римским»,
а позднее и вовсе уподобиться Богу… потому что очень хотелось повелевать луной
и солнцем.
В первой рукописной редакции сказки у
Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара…
По счастливому совпадению, сказка вышла
в свет аккурат в 1812 году, когда весь мир с замиранием сердца следил за
«наполеоновскими» планами Бонапарта. Естественно, личность Наполеона сразу же
связали с личностью жадной старухи.
Сказочники устали объяснять, что ничего
такого не имели в виду, мол, простое совпадение, но людская молва оказалась
сильнее. Сказку печатали все возможные издания, придавали ей политический окрас
и с упоением передавали из уст в уста.
Так она дошла и до России, где
Александр Сергеевич Пушкин сделал из нее вовсе не политическое, а поучительное
и великолепное в своем слоге произведение, дошедшее и до наших дней.
Пушкинская сказка написана в стихах. Но стих этот не обычный, не рифмованный. Это единственная сказка Пушкина, написанная так называемым белым стихом. В поэтическом языке не может быть случайностей и чего-то лишнего. Особенно у Пушкина, который трудился над каждым словом, оттачивал не только смыслы, но и звуки.
Интонация его сказки похожа на
сказительную, совсем старинную. Это, видимо, не намеренная стилизация. Это
нечто большее, смыслообразующее. В «Сказке о рыбаке и рыбке» мы слышим историю
не бытовую, а какую-то исконную, бытийную. И в этом потоке сказочной интонации
есть одна единственная рифма. Она появляется, когда старик отпускает рыбку,
ничего не прося взамен:
Гуляй там себе на просторе.
В сказке про камбалу нет такого акцента
именно на этом моменте. Но и образ рыбака ведь там совсем другой. У братьев
Гримм он вовсе не старик. И с женой он как будто заодно. Она королевой
становится — и он при ней. Получается, что в пушкинской сказке не просто так
рифма появляется именно один раз. В тот момент происходит что-то очень важное.
То, что определит всю логику событий. Внутреннюю логику выбора старика —
главного героя.
И сущность этого выбора усугубляется
даже старческим возрастом. Ведь перед нами целая прожитая жизнь. В трудах,
терпении, бедности. И в любви. На эту любовь многое указывает. Жили они вместе
«тридцать лет и три года» — здесь образ полноты. Особенно в нашей,
христианством сформированной культуре это сразу считывается. Землянка, ловля
рыбы и прядение пряжи — тоже образы, указывающие на любовь. Это простые,
необходимые основы. То, от чего никуда не деться. Как будто земная юдоль, в
которой живут два родных человека и добывают хлеб свой в поте лица.
Перед нами очень интересная история. С
одной стороны — это частная драма двух людей, в которой есть очень интересные
психологические открытия. Драма отношений мужчины и женщины. А с другой — это
история человечества. От самого начала мира.
Лингвист Михаил Эпштейн говорит, что в
сказке братьев Гримм жена рыбака движется по прямой линии гордыни. Оказавшись
папой римским, она делает следующий шаг — желает стать Богом. Пушкин убирает
свою старуху с Вавилонской башни и замыкает круг: она хочет занять то, с чего
все началось — место великого чуда. Хочет, получается, лишить этот мир чудес...
Хочет покорить стихию. Это осуществить легче, чем стать Богом. Но вспомните,
чем окончилась история в «Медном всаднике»? Гордое царство человеческое так беззащитно
на самом деле, так иллюзорно и хрупко.
И птица на спице, и сарацинская шапка
появятся в другой сказке. В последней сказке Пушкина — о золотом петушке. Там
будет и личная Вавилонская башня, и личный Судный день. Но там все это
закономерно. Там нет любви. Совсем нет. А в «Сказке о рыбаке и рыбке» любовь
все-таки есть. Есть и милость, и прощение, и возможность покаяться.
Эта любовь сквозит даже в вычеркнутом
отрывке. Старик в неимоверно далекой и грозной римской папе все равно видит
свою старуху. И при всем приличном обществе зовет ее по-простецки,
по-домашнему: старой бабой. И взывает к ее разуму, к ее совести. Не бросает ее,
а дает ей возможность свободного выбора.
В рукописи сказки есть пометка: «18
песнь сербская». Эта пометка означает, что Пушкин собирался включить её в
состав «Песен западных славян».
У «Сказки о рыбаке и рыбке» много
граней. Не будем забывать, что сказка эта не народная, а литературная. Ее
героев не назовешь положительными или отрицательными. Они — живые люди. Мы по
привычке противопоставляем их. Но у Пушкина поразительная способность не
осуждать, отделять человека от греха. У него ведь и старуха не сама по себе
плоха. И в чистых порывах стариковой души тоже появляется какая-то излишняя
уступчивость. И с этой точки зрения текст о рыбаке и рыбке становится
бездонным, полным психологических нюансов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий