Страницы

Страницы

среда, 30 августа 2023 г.

Покушение на Владимира Ильича Ленина

 

30 августа 1918 года (105 лет назад) было совершено покушение на вождя пролетарской революции Владимира Ильича Ленина.

Жизнь Владимира Ильича Ленина в 1918 году висела на волоске.

1 января 1918 года в него стреляли в первый раз (пострадал Фридрих Платтен), до конца января сорвалось второе покушение (один из участников пришёл на приём к Бонч-Бруевичу с покаянием), в марте при переезде правительства из Петербурга в Москву он мог стать жертвой дезертиров, бегущих с фронта (всего латышскими стрелками было обезоружено 400 солдат и 200 дезертиров, представлявших угрозу для правительства).

30 августа 1918 года было совершено, пожалуй, самое известное покушение на жизнь основателя Советской республики В.И. Ульянова-Ленина, в результате которого он был серьезно ранен. 28-летняя анархистка Фанни Каплан была в шаге от того, чтобы круто изменить ход российской истории. Впрочем, до сих пор не совсем понятно, чьи пули тогда настигли Владимира Ильича.

Политическая борьба дочери еврейского учителя началась на Украине во время революции 1905 года. 15-летняя девушка примкнула к российским анархистам, которые исповедовали весьма радикальные методы борьбы за социальную справедливость («восстание и прямое нападение»). Уже в 1906 году Фанни (известная тогда в революционных кругах под псевдонимом «Дора») готовила теракт в Киеве — покушение на местного генерал-губернатора Сухомлинова.

Во время подготовки к теракту взрывное устройство неожиданно сработало, Каплан получила ранение в голову и частично потеряла зрение. При попытке покинуть место происшествия она была задержана полицией (а ее возлюбленный Виктор Гарский, главный вдохновитель теракта, очень по-анархистски скрылся). Интересна полицейская характеристика Фанни: еврейка, 20 лет (на самом деле, 16), без определенных занятий, личной собственности не имеет, при себе денег один рубль.

Военно-окружной суд в Киеве приговорил горе-революционерку к смертной казни, которая из-за несовершеннолетия Фанни была заменена пожизненной каторгой в Сибири. В сопроводительных документах отмечена склонность девушки к побегам.

Взрыв бомбы тяжело отразился на здоровье Каплан – ей требовалась операция по извлечению из руки и ноги осколков бомбы, кроме того, она страдала глухотой и хроническим суставным ревматизмом. Несмотря на это, за весь срок каторги Фанни не написала ни одной просьбы о помиловании. На нервной почве она периодически слепла и постоянно читала с лупой, затем зрение пропало едва ли не полностью. В период нахождения на каторге ее радикальные анархистские политические предпочтения сменились чуть менее радикальными эсеровскими. В 1913 году пожизненный срок был заменен 20-летним, а в феврале 1917 года вместе со всеми политзаключенными Каплан была амнистирована Временным правительством.

Летом 1917 года, воспользовавшись открытием санатория в Крыму для бывших политзаключенных, Фанни отправилась туда поправлять здоровье. По иронии судьбы, там она познакомилась с младшим братом Ленина Дмитрием Ульяновым, который направил ее в Харьков на операцию в глазную клинику Гиршмана. Каплан сделали удачную операцию — зрение частично вернулось. Конечно, снова работать белошвейкой она не могла, но силуэты различала, в пространстве ориентировалась.

В мае 1918 года эсер Алясов привел Фанни Каплан на заседание VIII Совета партии социалистов-революционеров. Через Алясова она познакомилась с бывшим депутатом Учредительного собрания В. К. Вольским и другими эсерами из Боевой организации.

30 августа на заводе Михельсона в Москве прошел митинг рабочих, на котором выступал В.И. Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Что интересно, первым делом, придя в себя, Ленин спросил: «Поймали его?». Либо вождь пролетарской революции ошибся, либо отчетливо видел, что стрелял в него мужчина – теперь уже сложно судить.

Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке на Большой Серпуховской улице. Арестовавшему ее рабочему Иванову она заявила, что это она стреляла в Ленина. По словам Иванова, на вопрос, по чьему приказанию это было сделано, она ответила: «По предложению социалистов-революционеров. Я исполнила свой долг с доблестью и помру с доблестью». При обыске у Каплан обнаружили браунинг № 150489, железнодорожный билет, деньги и личные вещи.

На допросах выяснилось крайне отрицательное отношение Фанни к Октябрьской революции, ее твердое убеждение в необходимости созыва Учредительного собрания (в общем, стандартная эсеровская политическая повестка). Ленина Каплан считала предателем революции и высказывала мнение, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет». При этом Фанни убеждала следователей, что преступление совершала от себя «лично», а не по заданию какой-либо партии. Незадолго до покушения Каплан даже вышла из ПСР, но это в дальнейшем не спасло эсеров от политического террора в отместку за раненого вождя.

Фанни Каплан была расстреляна на четвертый день после покушения в 16:00 во дворе авто-боевого отряда имени ВЦИК (за аркой корпуса № 9 Московского Кремля) по устному указанию Председателя ВЦИК Свердлова. Под шум заведенных автомобилей приговор привел в исполнение комендант Кремля, бывший балтийский матрос П. Д. Мальков в присутствии известного пролетарского поэта Демьяна Бедного. По свидетельству историков, труп затолкали в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли у стен Кремля.

Интересно, что к следствию на начальном этапе был подключен Я. М. Юровский, прибывший накануне в Москву с Урала, где он организовал казнь царской семьи. Его опыт в уничтожении трупов, по некоторым предположениям, и был использован при ликвидации трупа Каплан.

Еще в советское время в стране была популярна версия, что Каплан была помилована лично Лениным и прожила в тюрьме до 1936 года, некоторые утверждали, что видели Каплан на Соловках. Эта версия, впрочем, опровергается мемуарами самого Малькова, который четко пишет, что расстреливал Каплан. Эти мемуары, в свою очередь, тоже оставляют у историков сомнения в своей подлинности. Опять-таки, о расстреле говорят воспоминания Демьяна Бедного, присутствовавшего на месте. В любом случае, причин оставлять Каплан в живых у Советской власти действительно не было.

А злоключения Владимира Ильича на покушении 30 августа 1918 года не закончились. Следующий год был не менее «интересным» и криминальным.

6 января 1919 года под железнодорожным мостом на Русаковской улице банда Кошелькова (Кузнецова) случайно ограбила автомобиль с Лениным, ехавшим к Надежде Крупской (по версии в многочисленных рассказах — на рождественскую ёлку) в Лесную школу в парке Сокольники. По описанию Балабановой А. И.:

Один из них достал пистолет и сказал: «Кошелёк или жизнь!» Ленин показал своё удостоверение личности и сказал: «Я Ульянов-Ленин». Нападавшие даже не взглянули на документ и только повторяли: «Кошелёк или жизнь!» Денег у Ленина не было. Он снял пальто, вышел из машины и, не отдав грабителям бутылку молока, которая предназначалась его жене, пошел дальше пешком.

По данным исследователя Савченко В. А., подпольная анархистская группа во главе с Никифоровой М. Г. («Марусей») летом 1919 года начала разрабатывать планы покушений на Ленина и Троцкого. После проведения серии «экспроприаций» анархисты под лозунгом начала «динамитной войны с Совнаркомом и ЧК» взорвали 25 сентября 1919 года здание Московского парткома, в котором ожидалось выступление Ленина. Однако Ленин опоздал на открытие пленума парткома, и никак не пострадал. Вместе с тем во время теракта погиб председатель парткома Загорский В. М. и ещё 11 человек, получили ранения Бухарин, Ярославский и ряд прочих видных большевистских деятелей, в общей сложности 55 человек.

На октябрьские праздники 1919 года анархисты планировали взорвать Кремль, однако вся организация была вскрыта ВЧК и практически поголовно арестована, семь человек расстреляны. Сама Никифорова («Маруся») к этому времени уже была повешена белогвардейцами в Севастополе; предположительно она собиралась взорвать ставку генерала Деникина.

Страшное на дворе стояло время...

Комментариев нет:

Отправить комментарий